Этого дня бойцы ждали с нетерпением. Теория, понятно, нужна и обязательна, но испробовать всё самому, увидеть силу фугаса своими глазами - великое дело. И вот наконец военинженер 3 - го ранга Мудрагей сказал:
- Сегодня!
Подразделение вышло в поле. Под ногами хрустели промёрзшие стебли тощего кустарника. Кругом, куда ни бросишь взгляд, простиралась озарённая холодным солнцем равнина. Кое - где лежал только что выпавший первый снег.
У всех приподнятое настроение. Впереди шагал монтёр Щербаков. Бережно и даже торжественно он нёс мешочек с толом. За ним двигались его друзья - Титаренко и Толецкий.
Посменно они тащили катушку с намотанным на ней проводником. В руках у Вячеслава Литвинова подрывная машинка «ПМ - 1» и малый омметр - карманный прибор, служащий для измерения сопротивления подрывной сети в полевых условиях.
У обрывистого оврага остановились. Лейтенант, руководивший занятиями, приказал готовить подрывную станцию а склад. Всё было сделано быстро и аккуратно, так, как это полагалось по правилам. У станции, что расположилась меж редким ивняком, встал часовым Анучин. С этой минуты никто без специального на то разрешения подходить сюда не мог.
Бойцы, спустившись на дно оврага, прошли к торчавшим невдалеке обгрызенным сваям. Здесь - то и началось главное. Нужно было испытать действие фугаса в различных условиях.
Первым принялся за работу рослый, атлетического сложения боец, комсомолец Лапицкий.
Он ловко, словно делал это множество раз, стесал топором на лежавшем в снегу бревне сучок, а затем приложил к дереву желтоватого цвета шашку тола, прилизав её к стволу тонким шпагатом.
Внимательно наблюдали бойцы за действиями товарища. О толе они знали многое. Помнили, например, что тол очень интересен по своим качествам: не боится удара, прострела пули, воды, огня и взрывается лишь при температуре от 292° С. Такие свойства взрывчатого вещества, особенно в боевых условиях, крайне дороги.
Вторым взялся за дело Толчанов. Он прикрепил шашку к невысокой свае.
Морозы были пока ещё слабые, и небольшая яма, черневшая у припорошенного снегом бугра, была ещё полна стоячей воды. Только вдоль кромки ямы вилась хрупкая полоска льда. Боец Ребров, вставив в обёрнутую плотной бумагой шашку электродетонатор, опустил её в погустевшую воду. Такой же фугас с электродетонатором положил в прорытую им в полметра глубиной ячейку Митрофанов. Грунт был твёрдый, и откапывать лунку стоило большого труда.
Когда к электродетонатору был подключён проводник, Митрофанов забросал фугас землёй. Вскоре электродетонаторы вставили и в две другие шашки. Соединили их между собой проводником. Это был магистральный проводник. Чёрный, чуть приплюснутый шнур протянули к станции, и, когда у подготовленных к взрыву точек, никого не осталось, секретарь комсомольской организации Алексеев подключил конец проводника к омметру.
Стрелка закачалась. Все одобрительно переглянулись: цепь действовала!
И вот, когда провод подключили уже к машинке, и всё было готово, послышалась команда:
- Взрыв!
Бойцы, затаив дыхание, смотрели вдаль. Там через мгновение должен был последовать взрыв. И мгновение это пришло. Алексеев привёл в действие ключ. Земля дрогнула и зашаталась. Высоко над землёй поднялся столб дыма и огня. Грохот прокатился по равнине.
Бойцы воспользовались следующим своим свободным днём, чтобы как следует потренироваться в ходьбе на лыжах и, главное, на практике познакомиться с действиями сапёра - подрывника в разведке. Многие явились на занятие с собственными лыжами.
Первой отправилась в разведку четвёрка бойцов: Валентин Митрофанов, Моисей Лапицкий, Пётр Чирков и Владимир Кулебякин. Старшим разведки командир подразделения Хорошунов назначал Лапицкого: он отличник учёбы, а лыжник - превосходный.
- На подступах к пункту Н., по данным разведки, - сказал командир, - находится «вражеский» дзот. Приказываю: скрытно и тщательно разведать подступы к дзоту. О результатах доложить в 14.00. Исполняйте!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
По войскам Юго - Западного, Южного, Донского,Северо - Кавказского, Воронежского, Калининского,Волховского и Ленинградского фронтов.