Москва готова открыть зрителям двери новых театров. Решением исполкома Моссовета театры-студии М. Розовского «У Никитских ворот», С. Кургиняна «На досках», М. Щепенко «На улице Чехова» и В. Спесивцева в Московском институте стали и сплавов становятся участниками эксперимента. Они получают официальное признание, входят отныне в московскую афишу наравне с профессиональными театрами и будут работать на полном хозрасчете.
О планах и заботах новых театров рассказывает наш корреспондент Елена Плавская.
Как видим, в этот список не вошел театр-студия «На Юго-Западе» – ведь он решением исполкома Гагаринского района столицы получил право (опять же экспериментально) нормального функционирования как профессиональный коллектив.
Финансовая самостоятельность театров повлечет за собой самостоятельность мыслей, идей и их свободную, вольную реализацию. Ведь в артели каждый работает за троих, и студийцам лучше знать, кто чего заслуживает. К ним было трудно попасть – теперь будет легче. Реклама, афиши, продажа билетов сделают свое дело. Билеты продаются – а деньги идут в их собственную кассу... И теперь они сами будут заказывать костюмы, декорации, программы. Экономисты, учитывая «особые условия» творческой жизни этих театров, не будут утверждать им ни количества премьер в сезон, ни необходимого числа обслуженных зрителей – ведь «коммерческая вместимость» залов крайне низка – 100 – 200 человек, – и вынуждать новоиспеченные театры гнать план значит досрочно превращать их в чисто коммерческие предприятия.
Не случайно всплыло слово «артель». Это старое рабочее слово. Артельность и студийность – в этих понятиях много общего. Хотя слова непохожи, суть та же. Речь идет о том, что сегодня не только провозглашаются лозунги о гармоническом развитии личности – перешли к делу! Студия – то самое место, где личность, получив условия для своего развития, расцветает. Талант ведь можно сгубить, а можно вырастить.
Эксперимент даст возможность и обязывает осваивать самую «незаигранную» драматургию, пробовать самые смелые театральные формы.
С. Кургинян. Настрой у нас рабочий, оптимистичный. Хотя предвижу сложности: ведь опыта такой работы не существует, мы будем двигаться по целине. Чтобы успешно работать таким малым коллективом, нужны спаянные, психологически устойчивые компании, огромная работоспособность, умение учиться, быстро усваивать новые вещи.
М. Розовский. Чтобы выжить, необходимо этику срастить с эстетикой.
М. Щепенко. Нам во что бы то ни стало надо себя оправдать, окупать. Главное, чтобы был единый, дружный коллектив.
Пусть читатель не сердится на частое повторение слов «единый, дружный коллектив» – это не штампованная формула привыкших к интервью режиссеров. Эти понятия ждут своего перерождения в конкретные дела.
М. Розовский. Свой театр-студию мы условно решили поделить на собственно театр и группу студийную, которая будет иметь собственный учебный репертуар, участвовать в делах театра, оказывать ему необходимую помощь. Мы не отрежем свое прошлое – безвозмездный труд и любительство будут продолжены и взаимно перетекут друг в друга. Сейчас мы мечтаем о заочном курсе. Его открытие окончательно решит нашу судьбу. Нам мало просто играть. Мы хотим начать учебный процесс с помощью ГИТИСа или другого вуза. Я не хочу, чтобы студийный дух пропал – в нем была определенная прелесть. Учебные процессы и творчество должны идти вместе. Тогда это и будет театр-студия не на словах, а на деле.
Итак, студия жива. Можно теперь открыть записные книжки – мы назовем вам адреса, по которым эти театры начнут работать. Театр-студия «У Никитских ворот» получает третий этаж здания кинотеатра Повторного фильма, где будет произведена реконструкция помещения. Театр-студия «На досках» поселится на Малой Грузинской в самом центре Москвы. М. Щепенко со своим театром, изменившим название на «Камерную сцену», переедет на улицу Чкалова, а студии В. Спесивцева, вероятно, будет предоставлено помещение в Доме культуры «Коммуна».
Но не вздумайте отправиться туда завтра – ремонтные работы еще не закончены.
М. Розовский. Много трудностей в связи с тем, что готового помещения у нас нет. Одновременно ведем две стройки – у Никитских ворот и в кооперативе «Лебедь».
А теперь – планы на завтра. Что мы увидим на сцене новых театров, когда осядет цементная пыль?
В. Спесивцев. Сейчас мы играем четыре спектакля: «Русские сказки», «Свет на горе», «Царь-рыба», «Плаха». Предстоит работа по произведениям Евтушенко, хотим обратиться к молодой драматургии, мечтаем о Достоевском.
М. Розовский. Мы сохраним наш репертуар целиком – тот, который мы играли, будучи народным театром. Одновременно с ремонтом начнем репетировать спектакль «Театр Достоевского».
С. Кургинян. В нашем репертуаре – «Берег», «Кто слышит пролитую кровь», «Экзерсисы», «Ночное нападение», «Жду любви». Кроме того, «Борис Годунов» полностью, готовимся поставить Чехова, Борхеса.
М. Щепенко. Мы называем «Однажды утром перед закатом», «Всегда театр», «Двадцать минут с ангелом», «О, Русь моя» – это фактически новый спектакль с использованием лишь прежней основы. Думаем о спектакле-композиции по отрывкам из публицистики и пьес Гоголя.
Предполагается создать также три экспериментальных профессиональных театра. Это театр под руководством Олега Табакова, театр под руководством Светланы Враговой, создающийся из выпускников Щепкинского училища курса М. И. Царева, и театр В. Васильева. Существует вариант утверждения решения о театре В.Васильева при Москонцерте – таким путем в дальнейшем его будет проще перевести в официальный статус профессионального.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.