Олег Протасов

Сергей Микулик| опубликовано в номере №1416, май 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивный автограф

Появление нового бомбардира в большом футболе — всегда событие. Форвард, удачливый на голы, моментально приковывает к себе внимание болельщиков, прессы, специалистов. Естественно, он настораживает и своих опекунов на поле. Но если он действительно большой мастер, то, несмотря ни на что, продолжает забивать. Наверное, можно назвать мастером футболиста, забившего в наше скупое в общем-то на голы время 35 мячей в чемпионате страны, 8 — в составе сборной СССР, еще 4 — в играх Кубка УЕФА. 47 голов — это. несомненно, рекорд одного сезона!

Детство Олега Протасова совпало с футбольным бумом в Днепропетровске: местный «Днепр» впервые вошел в высшую лигу. Восьмилетний Олег чувствовал тогда себя едва ли не лично к этому причастным: Протасовы жили в ста метрах от стадиона, и Валерий Николаевич, страстный болельщик, частенько брал сына с собой на «Метеор». Атмосфера праздничности, приподнятого настроения на трибунах увлекала мальчугана. Особенно нравились голы — именно они вызывали подлинную бурю страстей на трибунах.

К тому же в их дворе по улице Титова была баскетбольная площадка, но мяч на ней чаще всего гоняли ногами, а воротами считалось расстояние между стойками щитов. Забивать, естественно, рвался каждый, но ворота-то маленькие, попробуй протолкни в них мяч.

Так вот, неизвестно, знали бы мы сегодня бомбардира Протасова, если б тринадцать лет назад посланные им мячи не начали все чаще вкатываться точнехонько под баскетбольный щит много чаще, чем у других.

Однажды этих ребят решили посмотреть специалисты. Дали каждому продемонстрировать свои возможности. «Улов» был не густ. Но, увидев Протасова, тренер прямо сказал, что ждет его на следующей тренировке. Уже тогда виделся в парне талант.

Тренеры ДЮСШ Игорь Леонидович Ветрогонов и Анатолий Александрович Белолюбский без колебаний поставили Протасова сразу на самое острие атаки: у Олега были порыв, упорство, скорость, удар. Так что перед партнерами он с детских лет привык отчитываться забитыми мячами. И пусть для зрителей гол выглядит порой делом несложным, зато сами игроки знают, каким трудом оплачено счастливое мгновение. Протасову труд этот был в радость.

Потом его приглашали в юношеские и юниорские сборные. Он и там оправдывал свое амплуа форварда. Но болельщики и специалисты хранят в памяти десятки имен, громко звучавших «в юношах» и скромно — во взрослых коллективах.

В высшей лиге Олег рос вместе с командой, находившейся ко времени его дебюта на пути от аутсайдеров к середнякам. Моменты становления этого игрока и самобытного коллектива совпали. И теперь мы, зрители, при встаем со стадионных скамеечек и придвигаемся поближе. А к телеэкранам, когда мяч у Протасова. Пусть даже в самой неголевой позиции. Но мы все равно ждем в надежде, что Олег уйдет сейчас от защитников на своем длинном стелющемся шаге. Ждем всегда неожиданного чуда — гола. И Протасов очень часто нас не разочаровывает.

Ну что, к примеру, предвещало взятие ворот в прошлогоднем матче с датчанами в Копенгагене? Мяч нашел Протасова, когда тот перемещался по фронту атаки спиной к воротам соперника, а рядом был рослый бдительный защитник. Не только мы, зрители, не уловили момент начала взрыва, прозевал его даже опытнейший датский голкипер Квист. Мощный удар с разворота не оставил вратарю шансов...

Протасов, которому не исполнилось еще и 22 лет, последнее время не просто приучил нас к своим голам — избаловал. И к нашей радости, даже гордости за него нет-нет да и примешивается опасение: а выдержит ли он, только начав познавать огонь и воду, коварство уже грянувших медных труб?!

— На своем недолгом веку я уже многократно видел, как освистывают зрители своих недавних кумиров, и, поверьте, сделал не обходимые выводы, — говорит Олег. — Слава вообще преходяща, спортивная, с ее скоротечностью, — тем более. Стоит разрешить себе один раз расслабиться, не отдать всех сил, не выло житься до конца даже в рядовом матче — худо дело. И в первую очередь тебе самому... Я никогда не забываю. что все мои достижения (их, кстати, не так уж пока и много) — результат командных усилий.

Удачи молодого форварда сразу поставили его вряд с известными бомбардирами прошлых лет. Называется уже довольно внушительный перечень имен тех, на кого якобы похож Протасов своей манерой игры.

— Каждый большой мастер по- своему индивидуален, — считает Никита Павлович Симонян, чей голевой ре корд — за сезон 34 мяча — держался вплоть до появления на футбольном горизонте Протасова. — Это заметно по своеобразным интонациям его игры. Но не надо искать в случае с Олегом каких-то аналогий, как мы иногда дела ем. Просто появилась новая «звезда», и пусть она пойдет дальше предшественников, оставит свой след.

Футбол футболом, а жизнь жизнью. Что же у Олега за кромкой игрового поля?

Первое, он серьезный студент. Ему везло в жизни на тренеров, и потому, наверное, он выбрал физкультурный институт. Хочет со временем видеть в футболе своих учеников. Если выдалось хоть крошечное окошко между матчами — ищите Олега в институте.

Дотошный, любознательный турист. Уж чем-чем, а разъездами футбол одаривает щедро.

— От многих спортсменов слышишь дежурную фразу: «Да. были в таком-то городе, но видели его лишь из окна автобуса». Конечно, мы за рубеж не для экскурсий ездим, — рассказывает Олег. — Но я лично (друзья не дадут соврать) использую любую возможность познакомиться с выдающимися памятниками культуры городов, где бываю. С удовольствием потом рассказываю маме об увиденном. Как-то, прилетев из Рима, где удалось посмотреть достопримечательности Ватикана, первым делом взялся читать «Муки и радости» Ирвинга Стоуна — хотелось побольше узнать о Микеланджело.

Еще он человек долга. В минувшем сезоне в конце августа получил травму. А впереди была напряженная серия игр — решалась судьба путевки на первенство мира, стартовали европейские кубковые матчи, финишировал чемпионат страны. «Днепру» и сборной нужны были его голы. И он, привыкший жить и действовать в интересах команды, отложил лечение до конца сезона — надо, значит, надо. И с травмой, причинявшей постоянное беспокойство, эти необходимые голы, самые важные в своей жизни, забил. Так что футбол для него — и радости, и муки одновременно.

«Отдыхать» после такого трудного и счастливого сезона пришлось в ЦИТО. Болельщики быстро прознали, где лежит лучший футбольный снайпер страны, и палата стала самой оживленной в клинике. После вопроса о здоровье неизменно задавался другой, о Мексике, как будто Олег мог знать, как там сложатся дела.

Он, правда, играл уже в Мексике, и тоже на чемпионате мира, только на молодежном. Лавров тогда наша сборная не снискала. Но ведь опыт приобретается и в проигранных матчах, и поражение, из которого сделаны верные выводы, часто оказывается предвестником победы. Победа же, в свою очередь, никогда не приходит без борьбы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Уходя, оглянись!

Жизнь семьи

Студент в пионерском галстуке

«Трудно ли быть вундеркиндом?» С таким вопросом я ехал в Херсон к четырнадцатилетнему студенту первого курса физико-математического факультета педагогического института Александру Вечерку

Федосеевские прилады

Повышают производительность труда и расширяют возможности токаря-универсала. Но пока они никого не заинтересовали, некому внедрять их в производство