КАК - ТО недавно, несколько дней тому назад, я разговаривал с одним ленинградским комсомольцем. Он говорил мне о том, что собирается в клубе делать доклад о поднятии производительности труда, о возрождении нашей хозяйственной жизни и о том, как быстро пошло бы это дело, если бы нам удалось добиться самой широкой электрификации. Он уверял меня, что тему свою хорошо знает, много работал и читал по этим вопросам и особенно подробно знаком с планом электрификации ленинградской промышленности. Ко мне же он пришел кое - о чем посоветоваться и взять кое - какие рисунки.
- Ну, а о Волховстрое что ты будешь говорить в своем докладе? - под конец нашего разговора спросил я его.
- О Волховстрое? - смущенно переспросил он, - но что же общего между Ленинградом и Волховстроем? Он к моему докладу не относится.
- То - есть, это как - « не относится», - удивился я, - да знаешь ли ты, что такое Волховстрой?
Парень был окончательно смущен и стал что - то бормотать о том, что это, дескать, какая - то электрическая станция, где - то на севере Союза и что это так не существенно и не важно, что он решил об этом в своем докладе не говорить.
Первое мгновение мне показалось, что он шутит. Потому что я никак не мог представить себе, чтобы комсомолец, собирающийся делать доклад об электрификации Ленинградской промышленности, мог бы не знать о Волховстрое, о котором как - то т. Зиновьев сказал, что « окончание этой постройки в 1925 году будет то же, что и Октябрь в 1917 году».
И мне стало обидно и больно за то, что у нас, в Советском Союзе, есть еще люди, которые, живя не где - нибудь в медвежьем углу, а в городе Ленина, не знают о том, что в 125 верстах от них 10.000 рабочих в три смены выполняют заветную мечту Ильича - строят громадную Волховскую электрическую станцию.
ИТАК, Волховстрой это - строительство мощной электрической станции на берегу реки Волхова, недалеко от Ленинграда.
В 1925 году, когда постройка ее закончится, станция эта будет посылать в Ленинград ни больше ни меньше, как 80.000 л о ни а д. сил, не требуя за это ни одного фунта топлива.
Как же так?
Но прежде, чем говорить об этом, давайте разберемся в том, что это за 80.000 лошадиных сил. Много это или мало? И, может быть, прав мой знакомый комсомолец, что это настолько неважно и незначительно, что даже и упоминать об этом не стоит.
Построенная Волховская станция будет посылать в Ленинград электрический ток. Он в состоянии будет совершить ту же работу, которую могли бы выполнить 80.000 сильных, хороших лошадей. Или, если мы попытаемся эту работу будущей станции перевести на работу физических сильных людей, то получим, что для этого нам пришлось бы собрать ни больше ни меньше, как 800.000 сильных рабочих.
Не правда ли, об этом следует знать всем нам, а тем более ленинградцам, для которых эта полугора - миллионная свежая рабочая армия будет сейчас, после наводнения, как нельзя более кстати, для того, чтобы встряхнуть разрушенную гражданской войной и последним стихийным бедствием ленинградскую промышленность и пустить ее полным ходом.
И, неудивительно, что даже, несмотря на недавний голод, на отсутствие свободных денег, урезывая себя в самом необходимом, наш Союз уже отпустил на эту постройку свыше 25 миллионов золотых рублей и собирается до ее окончания истратить еще столько же.
Для нас 40 - 50 миллионов золотом - крупная, очень крупная сумма. Но тратим мы ее с легким сердцем. Эти миллионы идут не на роскошь, не на ненужную прихоть, а на создание того, что хлебом насущным явится для ленинградской промышленности.
Да к тому же Волховстрой не окажется у нас в долгу. Он ежегодно будет давагь нам сбережения по 15 миллионов пудов лучшего угля, потому что этот уголь нам пришлось бы сжигать каждый год для того, чтобы получить ту же работу, которую даст нам Волховстрой даром, без всяких затрат. А если вспомнить, что за этот уголь нам пришлось бы ежегодно выплачивать иностранным капиталистам по 7 миллионов золотых рублей, то для каждого станет ясным, какое великое дело совершается сейчас около Ленинграда. О нем нельзя не знать тем более, что оно началось в тяжелые годы разрухи, благодаря железной настойчивости и воли Ильича.
ВОЛХОВСТРОЙ не съест ни одного фунта топлива. Но каким же образом тогда будет вырабатывать эта станция электрический ток? Ведь, не может же она из ничего создать эти 80.000 лош. сил.
Конечно, нет. Да это го вовсе и не надо. Потому, что Волхов - строй будет досыта питаться так называемым « белым у ел ем», т. - е. даровой силой быстро текущей воды Волхова.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.