НО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ Волховстроя не только даст 80.000 лош. сил для питания ленинградской промышленности. Оно совершит и еще одно большое дело - улучшит судоходство по реке Волхове.
Дело в том, что в семи верстах от места будущей станции, вверх по реке, находятся знаменитые Петропавловские пороги. Целая громада больших камней набросана на дне реки, и быстрый Волхов рвет и мечется среди них, делая невозможным правильное судоходство в этом месте.
Но когда будет построена Волховская станция - плотина подопрет реку, она поднимется в верхнем своем течении и покроет собой острые камни порогов.
Таким образом, плотина выполнит два дела - превратит Волхов в судоходную реку и заставит его вращать громадные турбинные колеса станции. Но тут невольно возникает вопрос. Ведь, плотина, это - сплошная стена, перегораживающая реку. Каким же образом возможно судоходство в этом месте?
Для этой цели у правого берега будет устроен так называемый « шлюз» - бетонный коридор, достаточно широкий для того, чтобы через него могли проходить обычные речные пароходы. В коридоре будут поставлены две открывающиеся перегородки, так называемые « шлюзные ворота».
При помощи этого нехитрого приспособления и удастся, с одной стороны - пропускать суда в этом месте, а с другой - не снижать в тоже время высокого уровня в верхней части реки. Но лучше обратимся к нашему рисунку. Он нагляднее чего-либо другого даст нам представление о том, как работает шлюз. В том месте, где стоит цифра I - высокий уровень воды, III - низкий уровень, II - шлюзовая камера. Положим, пароход идет снизу вверх, т. - е. с низкого уровня на высокий. Тогда открываются ворота II и пароход входит в шлюзовую камеру. После этого ворота II запирают и через отверстие (обозначенное на рис. звездочкой) пускают в камеру воду. Когда уровень воды в I и II сравняется - ворота 1 открывают, и пароход уходит из камеры в I. Точно также происходит пропуск судов через шлюз в обратном направлении.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ работа на Волховстрое идет полных ходом. Когда - то глухие берега скалистого Волхова оживились. День и ночь там кипит лихорадочная работа. Работа упорная, живая, не за страх, а за совесть, в которой каждый, начиная от чернорабочего и кончая главным инженером, сознает всю важность, всю ответственность начатого громадного дела.
Как в сказке, на берегу уже вырос целый рабочий городок, с правильно разбитыми улицами, домами, бараками. Ночью он весь залит ярким электрическим светом от поставленной здесь временной электрической станции.
Вся береговая линия над водным горизонтом представляет собою какой - то хаос первоздания. То и дело взлетают от взрывов глыбы камня, заготовляемого для постройки, всюду снуют вагонетки, тачки, целые товарные поезда, скребет ковш громадного экскаватора (машина для отрывки земли), грызущего скалистый берег.
Но, главное - не здесь, не на берегу. Главное - в самой реке, среди грохота ревущего Волхова. Там, поперек реки, видна какая - то громада, сплошь покрытая строительными лесами. Точно исполинские ящики опущены в воду, и на них и днем и ночью бьет ключом неустанная работа. Это строится будущая плотина.
Приведем кое - какие цифры, которые дадут представление о грандиозности производимых работ. Для постройки всей станции требуется вынуть до 750.000 куб. метров земли, употребить 300.000 куб. метров камня и 200.000 куб. метров песку, израсходовать 350.000 бочек цемента, 700.000 пудов железа и 112.000 куб. метров дерева.
Это все - мертвые цифры, которые едва ли почувствует наш читатель. Попробуем оживить их.
Из всего леса, который придется употребить на постройку, можно сделать ящик, длиной в 100 сажен, шириной в 50 сажен, высотой в 15 - ти этажный небоскреб и толщиною стенок в 2 сажени. Вся вынутая земля, израсходованный камень и песок могли бы доверху наполнить этот ящик.
А если все бочки с цементом установить плотно друг к другу, то они займут площадь около 8 - ми десятин. Если же их поставить рядом одной сплошной лентой, то они вытянутся на 2 400 верст и в 6 сплошных рядов протянутся вдоль Октябрьской дороги, между Ленинградом и Москвой.
Эти простые сравнения дают представление о том, как грандиозен размах работ на Волховстрое.
НО ВОЛХОВСТРОЙ замечателен не только грандиозным размахом своих работ. Он интересен сейчас для нас и с другой стороны - со стороны поднятия производительности труда. По - ому что Волховстрой это единственная большая работа у нас в Союзе, где самым широким образом используется все, что возможно в наших русских условиях в области поднятия производительности.
К этому вопросу Волховстрой подходит двумя путями - увеличением механизации труда и улучшением организации всей многотысячной рабочей армии.
В первом вопросе Волховстрой достиг громадных успехов. Чтобы судить об этом, достаточно просмотреть список его рабочих. Из 10 000 на долю землекопов приходится всего 500 человек, а на долю электромехаников - 800. И это тогда, когда вся масса работ - земляная выемка.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Эпизод из прошлого московской фабрики «Трехгорной мануфактуры»