Октябрь советской техники

П И Лопатин| опубликовано в номере №16, октябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

При помощи особых машин, - так называемых « водяных турбин, - сила речной воды превратится в движение динамо - машин, которые и дадут Ленинграду эту громадную электрическую энергию.

По существу своему устройство водяной турбины удивительно просто представьте себе большое колесо, по ободу которого друг около друга насажены или черпаки, иди отдельные « лопасти» (планочки). Колесо это расположено таким образом, что вода с силой падает на него и своим падением заставляет его быстро вращаться. Вращаясь, оно в то же время вращает вал, на котором оно насажено, и этим заставляет вращаться (а, значит, и давать электрический ток) динамо - машину, насаженную на тот же вал, что и турбина. Так просто удается превращать силу быстро текущей воды в электрический ток. Но это, конечно, только сущность работы водяной турбины. На самом же деле они далеко не так просты и снабжены, обычно, целым рядом различных дополнений и усовершенствований. Но от этого смысл работы их нисколько не меняется и остается по - прежнему таким же простым и понятным.

Размеры современных турбин громадны, и мощность их доходит подчас до нескольких десятков тысяч лошадиных сил. Так, например, на нашей Волховской станции будет установлено 8 турбин, мощностью по 10.000 лошад. сил, т. - е., примерно, каждая турбина Волховстроя будет выполнять работу 100.000 физически сильных мужчин.

Но это - далеко не предельная мощность теперешних водяных турбин. На знаменитом Ниагарском водопаде, в Америке, в настоящее время установлены турбины, мощностью по 70.000 лош. сил, т. - е. одна турбина, выполняя работу 700.000 рабочих, по силе своей равна почти всей нашей Волховской установке.

Скорость вращения колес больших турбин так же велика, как и их мощность, и доходит подчас до 1.000 оборотов в минуту. Эта цифра вам станет более понятной из следующего простого сравнения: если бы такое колесо катилось с этой скоростью по земле, то оно пронеслось бы от Ленинграда до Москвы в полтора часа.

3. Почему на Волхове, а не на Неве?

ТЕПЕРЬ, когда нам стала известна сущность работы водяной турбины, совершенно естественно возникает вопрос: если водяные турбины питаются силой течения речной воды, то какой же смысл устраивать станцию на реке Волхове, в 125 верстах от Ленинграда, когда ее с таким же, казалось бы, успехом можно было бы построить на реке Неве, в предместьях быв. столицы? На этот вопрос, пожалуй, многие из вас сумеют дать простой ответ.

- Очевидно, Нева недостаточно бурная и быстрая, чтобы с должной силой вращать колеса турбин.

А теперь несколько разочаруем читателя. Даже этого бурного течения Волхова недостаточно для приведения в движение Волховских водяных турбин. Для них надо что - то более бурное и сильное, чем естественное течение стремительного Волхова.

Но как же быть, как справятся с этим строители Волховстроя?

Если об этом спросите инженера, то он ответит вам на своем специальном языке, что в этом случае надо искусственно создать большую разность уровней».

Что это значит? Попробуем объяснить на простом примере.

Задавали ли вы себе вопрос, почему в первом этаже вашего дома из водопроводного крана вода течет значительно быстрее, чем, скажем, в третьем и четвертом этажах? Причина этого странного явления заключается все в той же «разности уровней».

Дело в том, что вода в водопроводные трубы вашего дома попадает из какого - нибудь водоема (бассейна), помещенного на возвышенном месте. А поэтому и естественно - чем выше этот бассейн по отношению к вашему водопроводному крану, т. - е., чем больше разность уровней верхних поверхностей воды бассейна и вашего крана, тем с большей силой вода будет давить на стенки водопроводных труб и тем быстрее будет она вытекать из крана.

4. Устройство Волховской станции

ТАК ВОТ, строители Волховстроя решили для лучшей работы их турбин создать эту искусственную разность уровней. Они решили подпереть Волхов плотиной - стеной из железа и бетона, - которая поперек перегораживала бы реку. И вполне естественно, что со стороны, обращенной против течения, уровень воды в реке повысится, и Волхов, остановленный в своем движении, как зверь в клетке, будет рваться вперед. Тогда - то и будут пропускать его по узким отверстиям, и он, конечно, с радостью прорвется через них со страшной силой. Вот эту - то силу, пойманную в клетку и вырывающуюся на свободу реки, и используют, обыкновенно, для вращения колес турбины.

Точно так же будет поступлено и с Волховом. Начиная от левого берега, поперек реки протянется железно - бетонная плотина, но она не дойдет до правого берега. Здесь она упрется в большое бетонное здание самой гидроэлектрической станции.

В нижнем, как бы в подвальном этаже этой станции, будут устроены 8 сквозных отверстий. Только через них будет открыт путь для остановленного плотиной Волхова. Но, прорываясь в эти узкие щели, он встретит на своем пути лопасти тяжелых турбинных колес и, в своем неудержимом движении, с невероятной скоростью завертит их. И, только после того, когда он выполнит свою работу, он будет выпущен на свободу.

Турбины, вращаясь, приведут в движение громадные динамо - машины, находящиеся в первом этаже здания, а они дадут электрический ток, который по проводам пойдет на фабрики и заводы Ленинграда.

5. Шлюз

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Как я стала Марксисткой

Воспоминания Надежды Константиновны Крупской - Ульяновой