Экскаватор стоял в забое - в глубоком глинистом карьере, ловко захватывал грунт ковшом, плавно поворачивался, опускал ковш и открывал его днище над кузовом самосвала. На это уходило двадцать шесть секунд.
«Вдвое меньше, чем мы рассчитывали», - подумал Алексей Сергеевич Цветков, глядя на часы. Он вспомнил Урал, прославленный завод, товарищей по конструкторскому бюро и, тронув прораба за рукав, спросил:
- Хорош «Уралец»?
- Легко работает, - ответил прораб, пожилой человек с бурым от загара скуластым лицом. - Такой машиной шутя управлять можно.
Это польстило Алексею Сергеевичу.
Он был одним из конструкторов экскаватора и приехал на стройку посмотреть, как работает машина с новым, увеличенным ковшом. Ковш был увеличен по предложению экскаваторщиков. Теперь почти все машины на стройке были снабжены такими ковшами и работали очень хорошо. За три дня Цветков убедился в этом.
- Да, - сказал Алексей Сергеевич, - машинист - настоящий мастер. Как его фамилия?
- Панов. Молодой парнишка. Это у нас комсомольский экипаж на экскаваторе.
Конструктор и машинист экскаватора лежали под кленовым пыльным кустом на пригорке у шоссейной дороги, по которой возили грунт на перемычку. Закуривая, Петя Панов смотрел на сожжённое солнцем продолговатое лицо Алексея Сергеевича. Он заметил у самых глаз тонкие белые лучики морщинок и подумал: «Солнце не достало, не успело спалить...»
- Молодёжь любит технику, - проговорил он. - Любит, но не преклоняется перед ней. А даже старается улучшить, подправить, где требуется.
Глядя на юношески открытое, смуглое лицо Панова, Алексей Сергеевич почему-то вспомнил 1931 год, полотняный городок у подножья горы Магнитной, вспомнил номер журнала «СССР на стройке» с портретом землекопа во всю обложку.
Это время для Панова, видимо, было отдалённой эпохой. Его тогда, наверно, и на свете не было. А на взгляд Алексея Сергеевича, с тех пор прошло не так много - всего лишь двадцать один год. А можно ли встретить теперь в журнале портрет землекопа? Нет, его заменил портрет машиниста экскаватора, багермейстера земснаряда. А молодёжь, видите ли, не очарована техникой!
- Весьма любопытно! - произнёс Цветков, глядя в чёрные, без огонька глаза Панова.
- Правда, - улыбнулся Панов. - Ваш экскаватор, к примеру, - добрая машина. А вот комсомольцы думают, как бы её усовершенствовать.
Конструктор пожал плечами.
- По крайней мере, до сих пор о нашей машине говорили только хорошее. Сколько писем мы получаем! И каких писем! Позавидовать можно.
- Верю, - спокойно продолжал машинист. - Но возьмите такое дело... Тяжеловат экскаватор. Сами подумайте: сто шестьдесят пять тонн! Многовато, особенно в наших условиях.
- Совершенно справедливо, - кивнул Алексей Сергеевич, - С этим нельзя не согласиться. О весе мы тоже думали. И ваши слова лишний раз подтверждают, что работу в этом направлении следует продолжать. Кстати сказать, это общий недостаток. Многие машины требуют облегчения. Но в остальном, думается мне, механизм в совершенном порядке, особенно теперь, после увеличения ковша.
- Не совсем, - отозвался Панов. - Взять хотя бы тот же ковш. Емкость у него теперь хорошая. А один дефект остаётся. Открыл - и всё сразу в самосвал! А если бы так было: сколько захотел, столько из него и высыпал. Надо - ковш, надо - половину, а то и четверть.
- Вот как! - усмехнулся конструктор и заметил в чёрных глазах Панова огонёк. - И что же вы? Изобрели что-нибудь?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.