Движение мастера к результату можно понять по невероятному количеству эскизов, промежуточных моделей. Их частичный показ состоялся в рамках 1-го московского биеннале современного искусства в 2005 году. Отношения между искусством светским и церковным всегда, во все эпохи христианства вели к непрекращающемуся диалогу, и, думается, он будет только расширяться. Этот проект затронул множество болезненных точек. Встал вопрос, что важнее в подходе художника к религиозной теме: багаж личного религиозно- духовного опыта или следование художественной интуиции и мастерству?
Каковы будут последствия этих «опытов», определит время.
Дискуссии и споры, вызванные проектом, необходимы сегодняшнему искусству, как предчувствие новых тем и территорий. Важна способность «Deisis» вовлекать зрителя в размышления – от богословских до определяющих границы современного искусства. Мощь проекта заключена в опоре на многотысячелетние культурные коды, их актуализацию, зримое осмысление реалий, которыми живет настоящее. А значение его - рывок, свершенный в будущее!
Художник Василий Кандинский сравнивал жизнь искусства во времени с органическим ростом дерева. «Deisis» похож на «годовое кольцо», которое срослось, а позже глубже войдет в структуру искусства, новыми кольцами... Прошли годы - точнее пятнадцать лет, как был завершен проект Константина Худякова, а продолжения, равного дерзкому поиску художника и его группы, - не последовало… Когда эта работа стала «фактом искусства», показалось, что приоткрыта таинственная дверца, и в нее незамедлительно хлынут бурные творческие потоки новых проектов и направлений, еще более азартных и талантливых.
Увы!.. Тишина... Ничего подобного за прошедшие годы на этом вновь открытом Худяковым «полигоне» творчества не свершилось. Нет, творческие процессы, как всегда, обильны, но нынче много перевертушек и «приколов», говоря нынешним жаргоном. Много ретроспекций и откровенных «забав» с наследием великих мастеров. И все чаще из наследия беспардонно вырываются фрагменты работ и обращаются в «черный» юмор, карикатурный парадокс или откровенное передергивание смыслов - пародирование с невыясненным даже самому автору смыслом.
Проекта, достойного стать в ряд поисков художника Худякова, за прошедшие годы не случилось… Потому что такая работа, на «магистральном классическом общечеловеческом» направлении требует недюжинных сил, ума и, конечно, большого таланта! А еще… для нынешнего времени она не приоритетна, так как потребует много времени для такого воистину творческого созидания, как говорится, буквально «по кирпичику»… А нынче время скоропалительных дел и таких же результатов. Думается, причина именно в этом. Хотя, если точнее, наверное, не только в этом, но среди иных прочих причин – точно! Ведь даже искусствоведы и кураторы в открытую говорят, что сегодня главное в изобразительном искусстве – мысль! А исполнение… не столь важно… Так что, увы, подобные работы и проекты, как у Худякова и его команды, и впрямь случаются - как «звездный час» …
Константин Васильевич Худяков - Президент Союза художников России, один из основателей Центра современного искусства «МАРС» и его председатель правления, а также член Президиума Российской академии художеств.
Уже много лет он ведет активную выставочную деятельность не только в нашей стране, но и за рубежом.
Работы мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центре современного искусства в Москве, в коллекции Российской академии художеств, Пермском краевом художественном музее, Усольском историко-архитектурном музее-заповеднике, в Фонде T.end H? Колодзей (США), в коллекции А. Глезера, в музее «МАРС», в частных и корпоративных коллекциях России, Европы, Азии, США, Латинской Америки.
При этом художник сохраняет бесценное качество - никакой «пафосности»… Проживает жизнь обыкновенного гражданина России.
Это изумляет и одновременно «авансирует» добрую симпатию... В подтверждение - небольшой фрагмент из книги «Дни Худяковых».
Рассказ землячки художника, из Царевшины:
«Глава Балтайского района дал мне поручение привезти из Москвы для местного краеведческого музея картины К.В. Худякова. Нам выделили автомашину, и мы поехали в столицу, я, Галина Васильевна (сестра К.В. Худякова), и дочь Лена. Останавливались в Москве в доме у Константина Васильевича. Познакомились с его женой Мариной Леонидовной. Удивительно красивая, гостеприимная, светская, талантливая художница. Надежная подруга и помощница, оберегающая мужа и семью от ненужных мелочей и стрессов. Работы художницы Марины Худяковой есть в современных каталогах. Познакомились и с семьей дочери, Саши Худяковой. Молодая женщина – художник по куклам…
Очень интересно было в самой мастерской Константина Васильевича. Готовился к выставке новый виртуальный проект «Hotel «Russiа» Работал художник в тот период, как и сейчас, много. Удивляет, что при такой загруженности он находит время для друзей, знакомых всех чинов и рангов, для родственников. Оказывает всемерную поддержку молодым художникам, коллегам по цеху. Титанический труд, уникально-божественный творческий дар и глубокое видение направленности современного искусства увидела я в их с Мариной доме.
В Российской Академии художеств проходила обширная выставка работ К.В. Худякова «Искусство Высокого Разрешения». Мы с дочерью Леной тоже были на открытии этой выставки.
Много отзывов в гостевой книге. И все сходятся во мнении: Беспрецедентно! Уникально! Современно! Гениально! Пришло время Константину Худякову принимать почести и лавровые венки!
На мой взгляд, этот проект - удачная попытка привнести православную культуру в массы. Авторы смогли показать - она не ограничивается только иконами или картинами на религиозные темы.
С учетом того, какой популярностью пользуется этот проект, можно предположить, что общество нуждается в светской живописи религиозного содержания. Русской православной церкви стоит задуматься о возрождении такого искусства!»
Очень верные (хотя и без искусствоведческих изысков) мысли и пожелания неискушенного поклонника знаменитого земляка… Размышляя над работами Константина Худякова, всплывают давно известные истины, и утверждают они действительное - Искусство Вечно!
Процесс поисков неотвратим – это сама ЖИЗНЬ!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.