Словом, СО – ТВОРЕНИЕ началось…
И не предполагал, что продлится гигантский труд на годы… Четыре напряженных, порой - мучительно трудных, года!
Как начинался проект Худякова? С обычного «погружения в тему»... Но и оно оказалось столь обширным и многомерным, что пролетел год! Он был заполнен изучением исторических источников - «магистральной» идеи проекта. Тщательно подбиралась необходимая литература, изучались источники по каждому из героев будущего «иконостаса», определялся состав личностей, их количество. Собиралась и компоновалась структура проекта, шел настоящий диалог между членами творческой группы, часами разбирались вопросы библейской истории и иконной символики...
В результате продуктивной полемики предполагаемая композиция собралась в традиционные для иконостаса ряды… Праотцы, пророки, Праздничный Деисус, были переосмыслены в трехрядье - «Deisis», причем избранные для иконостаса образы сохранились, но появились и нетрадиционные – Гиппократ, Заратуштра...
Верхний ряд объединил обычные ряды праотцев – Ноя, Сима, Хама, Иафета, и пророков – Еноха и Моисея.
Правую часть верхнего ряда заняли неожиданные - Царица Савская, Заратуштра, Гиппократ, Александр Македонский. Македонский не совсем безосновательно: рельеф XII века Дмитриевского собора во Владимире изображает полководца, возносимого в небеса птицами...
Центральная часть - по типу Деисуса - образ Христа занимает срединное положение, а вот обычно предстоящие ему Богородица и Иоанн Предтеча смещены в третий ряд.
Христу предстоят Адам, Ева, и «Земля» - материя, изображенная географически и телесно: «Святая земля» и обитаемая вселенная «Ойкумена».
Ландшафт уподоблен кожному покрову… Говорят, он похож из космоса на поверхность и фактуру Земли. Вводя неожиданный для иконостаса изобразительный образ, авторы последовательны с точки зрения христианского символизма.
Третий ряд (нижний), включает в центре Богородицу и Иоанна Предтечу, а правое и левое «крылья» - святых, подобранных соответственно традиционным образам Деисуса и «местному» ряду православного иконостаса: св. Константин, св. Николай Мирликийский Чудотворец, апостолы Петр и Павел, св. Мария Магдалина, св. Георгий Победоносец, св. Серафим Саровский и св. император Николай II. Выбор ликов продуман, выверен и – символичен! Обоснование прописано в текстовой части проекта.
Каждый лик воплощает одну из фундаментальных основ христианского богословия. Как в каноническом иконостасе - здесь не появилось образов случайных…
Иконостас, объединивший несколько рядов, называется «высокий иконостас» - это чисто русская богословско-художественная форма, сложившаяся в России к XV веку. По словам отца Павла Флоренского, отгораживая алтарь от основного пространства церкви, где находились молящиеся, он вовсе не скрывал, а делал зримым то, что свершалось в алтаре - богослужение и его мистических участников: Христа, Богородицу, апостолов, святых. На них и был сфокусирован взгляд художника – автора «Deisis». В этой работе он решал ту же задачу, что и канонический живописец: создать образ индивидуальный, характерный и приподнятый от всего случайного, преходящего…
Можно ли отнести «Deisis» к религиозному искусству? Да! Только он еще соприкасается и со всем современным искусством. В работу над проектом незримо «влился» весь «суммарный» опыт Худякова – художника: архитектора, автора музейных экспозиций, живописца и создателя нескольких дигитальных проектов.
Все его работы последних трех десятилетий отмечены общей спецификой художественного видения: где многослойный пространственно-предметный ансамбль сконцентрирован в поверхность, а выпуклое, острое восприятие реального материального объекта оборачивается его абсолютной эфемерностью и нематериальностью.
Работа по воссозданию образов проделана колоссальная. Выполнено 60 тысяч фотоснимков – снято 350 человек!
Каждый образ иконостаса - слияние тысяч фотослоев изображений!
«Это не поверхностная игра техническими возможностями, - пишет искусствовед Анна Константиновна Флорковская. - За сложной технологией открывается более значимый смысл: святой – всечеловек, он несет в себе «память плоти» на генном уровне, и духовный опыт - на уровне духа.
Задача воплотить суть этой аксиомы практически невыполнима привычными средствами художественной выразительности. В технологиях цифровой фотографии и специальных программ она получает максимально достоверное воплощение. Путь конструирования образа, по которому пошел художник, был, по-видимому, единственным путем, следуя которым, он мог в результате прийти к достоверности образа - внешней и внутренней.
Образами иконостаса не могли стать ни обычные, ни переработанные, «искаженные» в программах, фотопортреты современников.
Только благодаря найденной методике удалось создать портреты-образы, одновременно реальные и претворенные, достоверные и условные, живые и мертвые, то есть прибывающие в ином бытии, как и всякий сакральный образ»… Методика художника к работе сродни живописи. Обращаясь к эстетике цифровой фотографии, он следует приемам, напоминающим живописную технологию. Применяет выразительные средства живописи – наслоения красочного слоя. Соблюдает анатомическую достоверность образа.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.