Директорский дом при школе, в котором наша семья жила с 1940 года, состоял из четырех комнат и выложенного камнем дворика. Впоследствии мы камни выкорчевали и рассадили сад. Наша квартира находилась в школьном здании. За калиткой - огромный сад и еще два школьных корпуса. Вся территория находилась на возвышенности, почти на окраине села.
Под папиным руководством ученики разбили вокруг школы сад с ягодниками и фруктовыми деревьями. А в нашем дворике мама заложила цветник, где росли розы, георгины, золотые шары, гладиолусы. Папа посадил голубые ели, яблони.
К школьной стене был пристроен чуланчик. В нем лежали доски, на которых всей гурьбой ночью спала детвора. Были два просторных чердака. Там у нас был «тимуровский клуб», собирались на совещания, мечтали, играли.
Однажды папа собрал нас всех и предложил проект: пристроить кухню и веранду. Сказано – сделано. Летом на веранде собирались за чаем мы, наши друзья, родные, приезжие гости. Папа сидел во главе стола. И мы спорили, рассуждали, слушали, оперу «Евгений Онегин», пластинки в исполнении Шаляпина...»
Вспомнились слова Андрея Сергеевича Кончаловского: «Восприятие искусства приходит с воспитанием».
В семье Худяковых именно так и было!
…Учился Константин не в Художественном институте, а в Архитектурном, и это внесло своеобразие в становление его, как художника.
Он говорит, что детство было очень счастливым… несмотря на тяжелейшие послевоенные годы. В большой семье он был не самым младшим. За ним, появилась младшая сестренка…
Отец - Василий Иванович Худяков, в самом деле, был бойцом знаменитой дивизии Василия Ивановича Чапаева! Это – по военной необходимости, а всю жизнь он посвятил педагогике, был Заслуженным учителем и директором школы в Царевщине.
Мать, Мария Матвеевна Десятова, тоже учительница, преподавала русский язык и литературу. Родители Константина были интеллигентные люди, с огромным жизненным и педагогическим опытом, много знающие и прекрасно разбирающиеся в искусстве. Влияние их на юного Костю было огромным, во многом - решающим.
Искусство вошло в его жизнь с отрочества, но настоящая страсть пришла не сразу - началось с увлечения лепкой… Внимательный и любящий отец, подсмотрев, чем занимается сын, купил ему пачку пластилина… А вот рисованием Константин начал заниматься позже…
После окончания школы жизнь кардинально изменилась. Константин Васильевич вспоминает: «Увлекся архитектурой - решил поступать в Архитектурный, в Москву... Я с натуры до этого вообше не рисовал, но двойки за рисунки все же не получал. Просто не добирал количество баллов. В советское время при поступлении сдавали, кроме профильных, общеобразовательные предметы - русский язык и литературу, математику, историю. «Проходной балл» включал отметки и по этим предметам...
Ну, а между попытками поступления в МАРХИ, работал в своей родной деревне. Кем только не подвизался в нашем совхозе - и трактористом, и комбайнером, и на всяких других работах потрудился, коих в сельской жизни неисчислимо много…»
После третьей попытки все-таки добился своего - стал студентом! Учился азартно и плодотворно.
Но тут нежданно «нагрянула» любовь!..
Супруга, Марина Леонидовна, вспоминает:
« Мы учились в одном институте, в МАРХИ… Только я была на первом курсе, а Костя - уже на втором. Шли как-то с подругой по коридору, а навстречу – он с другом. Встретились глазами…
А вскорости, на одном из вечеров, этот друг нас и познакомил. Начали встречаться. Через три года поженились. А в 1970 – родилась Сашенька! Мне пришлось взять академический отпуск - девочка наша много болела. Восстановившись после отпуска, я все же закончила два последних курса нашего МАРХИ – пятый и шестой». В институте был проведен конкурс на проект нового музея Ленина. Студентам предложили «пофантазировать» на эту архиважную тему государственного значения. Константин получил первую премию!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.