Дыхание перехватило, самая первая эмоция - неожиданный страх… Жгуче окатил сознание, и вдруг, инстинктивно, захотелось отвернуться, шагнуть в сторону, и - убежать прочь из зала от этих взоров («огненных стрел», полных невыразимого отчаяния!), от сосущей тоски одиночества тех ликов.
Шокировал формат образов и – печать! С огромным, как показалось, «беспредельным» разрешением!
Почудилось вдруг, что зритель не ТЫ, а – ОНИ, эти ЛИКИ! Простреливая вязкую черноту колкими взорами, точно ощупывая щупальцами, разглядывают, исследуют тебя – напрочь растерянного, но уже «примагниченного» зрителя!
Прикрыв веки, я не поддался на «позыв» покинуть зал – пе-ре-сто-ял!.. И тут вспышкой молнии ворвалось в осознание, что я и все рядом стоящие - уже соучастники этого мистического действа!..
Которое сотворил, воссоздал, визуально материзовал - художник!
Так был явлен уникальный проект московского художника Константина Васильевича Худякова. Работа никем ни до, ни после не творимая… Вспомнились слова Иосифа Бродского – «Делай то, что до тебя никто не делал!»
Худяков свершил то, что никто еще не делал!
Это был визуальный факт, дерзкая попытка художника вдохнуть жизнь в цифровую технологию, а точнее – очеловечить образы легендарных исторических и библейских личностей приемами и формами выразительности мощной цифровой фотографии.
Спонтанно вспомнился давний разговор с ученым и популяризатором науки, телеведущим программы «Очевидное – Невероятное», Сергеем Петровичем Капицей. Он как-то прокомментировал попытки зарубежных фотохудожников в использовании новейших технологий (дословно, к сожалению, не восстановить!): «Здесь, как и во всяком подлинном искусстве, прорыв совершит тот художник, который сумеет «очеловечить цифру» и вдохнуть в нее жизнь!» Впечатление от «Deisis» было мощным, эмоционально-«взрывным». Но! - и двояким…
Оригинально была срежиссированна «подача» экспозиции, смысловая наполненность композициционного замысла, имитировавшего «классический» храмовый иконостас. И при этом самое шокирующее - лики святых, великих исторических личностей - мудрецов, героев, полководцев!..
Только после вживания в причудливую атмосферу экспозиции, в ее композиционный строй, при внимательном неспешном созерцании и эмоциональном прочтении образов, экспозиция стала проявлять изначальный замысел и раскрывать приемы ее реализации. Стало ясно – невозможно воспринять за один просмотр, потребуется побывать в этом зале еще, и, возможно не раз…
А мысли невольно обратились к автору – художнику… Хотелось задать сумбурные вопросы, как и бывает при первом впечатлении и неожиданном эмоциональном замешательстве...
Сам Константин Васильевич Худяков, безусловно, интересный образ - если говорить о нем как о человеке. Поразительно - открытое для общения, доброе русское лицо с незабываемо-бойцовскими, «чапаевскими» усами. Сразу вспомнилось, что его отец воевал в составе легендарной дивизии под командованием комдива - Василия Ивановича Чапаева!
Художник сдержан, немногословен, скромен, чуть вальяжен… Приветлив в общении, интеллигентен, с удивительной способностью и умением слушать собеседника… Поражает в его характере примечательная черта - «погруженность в себя». Словно видится ему в глубинах души, таинственно-чарующая невидаль, от которой не оторваться... Удивил тот факт, что его внешность никак не ассоциировалась с его грандиозным, изысканно-интеллектуальным проектом и редчайшей художественной формой!
Николай Рерих как-то в разговоре воскликнул: «В искусстве нужен ПОДВИГ, слышишь, необходим!»
Худяков совершил не только художественный подвиг, но и духовный! И эта духовность – главная составляющая всей его жизни. Какой же должна быть «духовная готовность», чтобы достало сил, ума и таланта решиться на реализацию проекта с таким глубинным замыслом? Понятно, что в его творческой жизни эта работа не обычная, порядковая - с естественным вернисажем… Это - поступок! Человека и гражданина, художника-творца! И, естественно, захотелось узнать духовную составляющую, ее роль в восхождении к реализации столь многогранного замысла. Для этого необходимо окинуть пространным и пристальным взглядом пройденный художником жизненный и творческий путь… Родился Константин Васильевич в селе Царевщина Балтайского района Саратовской области, в семье учителей, в ночь с 1-го на 2-е января 1945 года, и на этот радостный факт кто-то из соседей откликнулся веселой шуткой: «Ну, это к Победе!»
Слова земляка оказались пророческими… О родном селе с душевным теплом, написала сестра Константина Васильевича: «Раньше Царевщина называлась Малиновкой. Деревню купил граф Нессельроде за царскую табакерку - сундук с разными отделениями. Достопримечательность села – роскошный барский дом в два этажа, тенистая роща с вековыми деревьями, посередине большого пруда – беседка. И кругом заросли черемухи, сирени, где весной неистовствуют соловьи.
Село расположено в широкой долине. На крутых склонах растет густой лес. Через село протекает речка Алай – неглубокая, но неумирающая, а весной – гроза всей округи, заливает всю Заречную улицу.
Мы, будучи учениками, любили ходить в походы по ее берегам – вниз, до реки Терешки, в которую Алай впадает, и вверх, до Больших Озерок, откуда вытекает маленьким ручейком из родничка.
В конце учебного года, когда начинались экзамены, приносили нашим педагогам букеты ландышей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.