Прочитав опубликованную в «Смене» статью «Как бы чего не намудрили...», я вспомнил, что описанные в ней факты встречаются не только на Сормовском судостроительном заводе. Они есть и у нас, в университете.
Формализм - едва ли не самое опасное явление в комсомольской работе. Проявлений формализма много. Но мне хотелось бы остановиться лишь на одной из его сторон.
Вспоминается мне собрание в одной из аудиторий Московского государственного университета!. Докладчик довольно горячо доказывал, что дисциплина крайне необходима для студентов.
- Нам надо вести самую беспощадную борьбу с прогульщиками и лодырями, создавать по отношению к ним обстановку нетерпимости и непримиримости, активно бороться с каждым проявлением недисциплинированности и разгильдяйства...
Докладчик посмотрел на часы. Собрание шло уже третий час. В первых рядах студенты сидели прямо, положив перед собой руки и устремив в потолок отсутствующие взгляды. Остальные, низко склонившись над столами, спокойно конспектировали учебники или играли в «балду».
- Каждый из нас должен постоянно чувствовать свой комсомольский долг, - продолжал докладчик, - не допускать со своей стороны некомсомольского отношения к посещению занятий...
Кто - то из президиума положил перед докладчиком записку. Скосив глаза, тот прочитал: «Миша, вроде пора закругляться!» Сказав еще несколько призывных фраз о борьбе с прогульщиками и медленно собрав разложенные перед ним листки, Миша объявил собрание закрытым. Лида комсомольцев мгновенно посветлели, все бросились к дверям.
Миша поймал у выхода комсорга одной из групп.
- Мне с тобой надо поговорить о культпоходе вашей группы в музей. Ты завтра придешь на семинар?
- Как тебе сказать... Едва ли, я не успею подготовиться.
- А где же я тебя увижу? Ведь послезавтра культпоход!
- Я тебе позвоню!
Они разошлись. И Мише даже на ум не пришло, что он сейчас разговаривал с комсоргом - прогульщиком. В докладе он с большим убеждением доказывал, что семинары нельзя пропускать, но вот он столкнулся с человеком, который собирается завтра прогулять, и не обратил на него внимания.
Миша, к сожалению, не исключение. Сколько раз у нас бывает так, что комсомольские работники в речах и докладах произносят верные слова о принципиальности, о борьбе с недостатками, а вне собраний оказываются удивительно терпимыми к недостаткам и, пожалуй, равнодушными:
Можно привести два случая.
Студента факультета журналистики Шмагова в начале года включили в комсомольскую бригаду по борьбе с хулиганством.
- Что за чушь? - не замедлил возмутиться Шмагов, узнав об этом. - Ведь на меня же самого могут напасть хулиганы!
Эле Герасимовой, студентке четвертого курса географического факультета, решили поручить сделать на собрании доклад «Что такое счастье». Когда ей сказали об этом, она возмущенно заявила:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.