Говоря откровенно, Владимир Куц не ожидал того, что произошло на лондонском стадионе «Уайт - сити» в последний день легкоатлетического матча СССР - Англия. Владимиру казалось, что он наверняка побьет им же установленный мировой рекорд в беге на 5 000 метров. Но неожиданно на самом финише англичанин Ча - тауэй на какую - то сотую долю секунды раньше его коснулся ленточки. Этот миг не в состоянии были засечь секундомеры: бегуны показали одинаковое время - 13 минут 51,6 секунды. Но победу, а вместе с ней и новый мировой рекорд присудили англичанину...
Впервые Владимир Куц встретился с Чатауэем «а первенстве Европы в швейцарском городе Берне. Сразу же после старта Куц вырвался вперед и повел бег в очень высоком темпе. Чатауэй не ожидал этого. Кто же так начинает бег на 5 000 метров? При таком темпе бегун быстро выдохнется, и на второй половине дистанции его легко будет обогнать. Англичанин знал, что именно на финише выиграли бег у Куца чешский спортсмен Эмиль Затопек в Бухаресте и венгр Иожеф Ковач в Будапеште.
Но на этот раз обстоятельства сложились иначе. Мощными рывками Куц уходил все дальше и дальше. Темп бега советского спортсмена был настолько высок, что его не выдержали венгр Ковач и немец Шаде. Они сошли с дорожки. Чатауэй напрягал последние силы. Ему удалось обойти Эмиля Затопека, но большего сделать он не смог. На финише англичанин был вторым, отстав от советского бегуна на семьдесят метров.
Когда репродукторы объявили, что Владимир Куц установил новый мировой рекорд, Чатауэй понял, что борьба в Лондоне предстоит нелегкая. Он увидел, как опасно отрываться от этого белокурого русского парня, который опрокинул все представления о тактике бега на пять тысяч метров.
Видимо, урок, полученный в Берне, не прошел даром. В Лондоне Чатауэй построил свой бег иначе... Со старта он пошел следом за Куцем. На стадионе наступила тишина, было темно, и только два луча прожекторов, скрестившиеся на дорожке, сопровождали спортсменов. Куц часто делал броски, проходя в высоком темпе 200 - 300 метров, надеясь оторваться от своего соперника. Чатауэй, стиснув зубы, из последних сил ускорял бег и вновь «садился ему на пятки».
Так они прошли половину дистанции. И по тому как загудели трибуны, скандируя: «Ча - та - уэй!», - Владимиру стало ясно, что английский спортсмен, неотступно следовавший за ним, не собирается уступать первенство.
Куц увеличил темп бега. Вираж, последняя прямая. Видна уже ленточка финиша. И вдруг откуда - то из - за спины вырвался Чатауэй. Закончив бег, он, обессиленный, упал на руки своих товарищей. «Спасибо Куцу», - первое, что оказал Чатауэй, когда его уносили с беговой дорожки. Ему было за что благодарить Куца: иначе не было бы рекорда...
Это был третий случай, когда Владимира благодарили зарубежные спортсмены. В 1953 году в Бухаресте он на своих плечах «привез» к победе Эмиля Затопека. Тогда Затопек сказал, что золотая медаль принадлежит Куцу. Затем та же картина повторилась в Будапеште, когда Ковач на последних метрах вырвал у Куца победу. Теперь Чатауэй...
Признательность спортсменов приятна. Но победителями оставались другие, а не он. Неужели его тактика бежать не на выигрыш, а на высокий результат ошибочна? Но ведь в Берне, где на беговую дорожку вышли сильнейшие бегуны Европы, эта тактика принесла Куцу золотую медаль чемпиона Европы и мировое достижение! Значит, если бежать еще быстрей, по заранее намеченному графику, можно побить и новый рекорд Чатауэя. Владимир Куц был уверен, что отберет этот рекорд. На лондонском стадионе сразу же после забега он заявил корреспондентам, что через десять дней в Праге на матче легкоатлетов СССР - Чехословакия побьет рекорд английского спортсмена...
... Самолет подлетал к Праге. Под крылом проплывали поросшие лесом горы;, разбросанные, как островки, села, тонкие ленточки шоссейных и проселочных дорог, пожелтевшие осенние поля.
Было пасмурно. С запада ползли тяжелые серые тучи. Из сводок Владимир знал, что в Праге прошли дожди и погода не улучшается. Значит, бежать будет трудно. Но легкоатлетический матч СССР - Чехословакия должен состояться независимо от погоды.
Самолет сделал круг и пошел на посадку.
На аэродроме ждали советских спортсменов. Владимир Куц вышел из самолета, задержался на лестнице, отыскивая кого - то глазами, и вдруг заулыбался. К нему шел Эмиль Затопек. Высокий, худощавый, одетый в спортивный костюм, он выделялся среди собравшихся. Куц и Затопек встретились как старые друзья. Затопек, подхватив под руку своего русского товарища, сейчас же спросил:
- Ну как, будешь бить рекорд?
- Буду!
- У нас прошли дожди, грунт мягкий...
- И все - таки я буду бить!...
... Стадион Армии, где происходят соревнования, заполнен до отказа. Люди сидят в проходах и у самой бровки. Сейчас начнется интересный бег - на 5000 метров.
Среди участников Куц и Затопек. Оба волнуются.
Выстрел. Бегуны рванулись со старта. Сначала они идут рядом. Но вот Куц делает попытку выйти на первую дорожку, и тотчас же все участники забега устремляются за ним. Слева, закинув голову назад и выставив правое плечо вперед, бежит Эмиль Затопек. Глаза у него полузакрыты, на лице застыло какое - то болезненное выражение, как будто он уже израсходовал все свои силы и вот - вот сойдет с дорожки. Но это только выражение, и не больше. Владимир прекрасно знает, что оно не изменится у него до самого финиша, а сил будет достаточно, чтобы бороться за победу до конца.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.