Дорогие товарищи, мне кажется, невозможно передать всю значимость, глубину и гуманность нашей Конституции, не прибегая к поэтическим образам. Она, как и наша жизнь, подобна многоцветной радуге. Люди моего поколения, ветераны войны и труда, переживают в эти дни волнение особенное. Я многое могу рассказать послевоенному поколению молодежи, живущему в мире, уверенному в будущем, счастливому, не знающему лишений. Ведь было время, когда добиться материального благополучия можно было только ценой тяжелого многолетнего труда. Мы все это испытали на себе. Я не ошибусь, если скажу, что от нынешней молодежи требуется только одно – трудолюбие Расскажу о себе.
22 июня 1941 года, в воскресенье, я сжег все свои конспекты по математике, физике, литературе – тогда я готовился поступать в институт. До этого окончил электромеханический техникум. Работал, был женат, имел маленького сынишку. Но в тот день я понял, что моим главным испытанием будет защита Отечества. Я страстно хочу, чтобы вам, нынешним юношам и девушкам, такого не пришлось бы пережить. Ваше право на образование защищено кровью.
Уже после войны я заочно окончил энергетический институт. Я люблю литературу, много читаю и замечаю, как трудно сейчас прозаикам и драматургам изображать конфликты, например, между отцами и детьми. И это естественно для нашей действительности: ушли в прошлое страшные законы частной собственности, когда наследник у изголовья умирающего «сидел и думал про себя, когда же черт возьмет тебя». А что могли оставить в наследство детям малоимущие классы? Нужду, нищету, бесправный труд.
Я хочу сказать, что теперь, в советское время, отношения между отцами и детьми – одна из примечательных черт нашего образа жизни, и пусть это не записано в строках Конституции, но является ее благом, ее светом. Прошу прощения, что приведу в подтверждение этим мыслям примеры из своей жизни» Я уже по возрасту пенсионер, но все еще работаю на заводе. Правда, мне пришлось несколько изменить профиль своей работы: был техническим администратором. а стал электриком по ремонту электрооборудования. И тут мне опять предстояло учиться, уже не теории. а практике: сверлить, например, на сверловочном станке, делать разметку на детали, пользоваться листосгибочным станком и так далее. Это не так просто, ведь практика моя была далекой, да и не было в наше время такой сложной техники. Я не могу вспоминать без благодарности, как тактично и заботливо помогала мне заводская молодежь. Правда, были среди них и «насмешники», например, наш электрик, щупленький парнишка, чем-то напоминающий Чебурашку. Так его прозвали, а он и не сердился. Иногда он подходил ко мне, щурил свои большие глаза и говорил:
— Погляди, дед, кто ж так паяет, это же лепуха... Хочешь, покажу?
— Покажи.
Он брал из моих рук паяльник, и действительно, его пайка была мастерской. а моя напоминала детские каракули. Помогали мне, деду, и другие ребята – Саша Ноздрачев, высокий красавец, парень с замашками удальца, и Алеша Петров – худощавый, черноглазый, прозванный «хозяином». На заводе работало немало пенсионеров, но были ли мы конкурентами молодежи? Нет, конечно. Мы были соратниками, друзьями, и никому из нас не приходила в голову мысль, что кто-то занял чужое место. Мне очень хотелось отблагодарить своих друзей чем-то таким, что бы шло лично от меня, – я стал политинформатором в цехе. Высокое напряжение нашей жизни, ее наполненность трудом, борьбой за мир, события внутренней жизни и за рубежом – все это было необходимо мне теперь не только знать, но и быть готовым ответить на вопросы слушателей.
И вот в дни летнего солнечного половодья и радуг, буйства трав, созревания урожая происходит обсуждение проекта новой Конституции, подготовка к 60-летию Октября. Все это слилось в праздничное чувство. На одном из занятий я рассказывал слушателям о Гимне Советского Союза – о том, как много лет назад на кораблях, в матросских кубриках, в блиндажах мы выучивали слова гимна, и как созвучны нашим сердцам были слова: «Захватчиков подлых с дороги сметем». В теперешнем гимне нет таких слов – минули времена сражений, но защита Отечества была и есть почетный долг советских граждан, и об этом есть волнующие слова в новой Конституции. Я говорил ребятам о том, как бессмертны, как незаменимы для нас слова гимна: «Славься, Отечество наше свободное», о том, что нет для советского человека более близких слов, чем эти.
Вот какие мысли владеют мной – рядовым гражданином великой Страны Советов. Не все я смог передать в этом письме, и это, наверное, невозможно, как невозможно описать многоцветную радугу нашей жизни.
Николай Рознатовский
г. Курск.
Возможно, кое-кто из моих знакомых улыбнется, увидев такой заголовок, предпосланный этому письму в редакцию, и даже сочтет его за кокетство.
Действительно, внешние контуры моей биографии не совсем типичны – в 14 лет я стал студентом института, а в прошлом году, когда мне исполнилось 20 лет. успешно защитил диссертацию на тему «Некоторые вопросы качественной теории линейных и квазилинейных параболических уравнений второго порядка», стал кандидатом наук и преподавателем вуза.
Но не случайно я решил поделиться некоторыми мыслями со своими сверстниками именно сейчас, когда весь советский народ обсуждает проект новой Конституции СССР.
В 45-й статье Конституции, в которой говорится о праве граждан нашей страны на образование, в частности, сказано, что оно обеспечивается развитием системы профессиональной ориентации. Попробую проиллюстрировать это положение собственным примером.
В детстве я не думал, что стану математиком. Не думали этого и мои близкие. Рос я в семье совсем не «математической». Мой отец – геолог. мать – врач. Чем я только не увлекался в школьные годы! Музыка, изучение языков, театр, спорт, шахматы, кружок юных техников... Возможности попробовать себя «во всем» мне, как и тысячам советских мальчишек и девчонок, предоставляло общество. Сейчас понимаю, что без всего этого, входящего в понятие «профессиональная ориентация», вряд ли сумел бы я правильно ответить на извечный вопрос «кем быть?».
Решение пришло после успешного участия в нескольких математических олимпиадах. Тогда я понял, что мое призвание – математика. И опять государство сделало все возможное, чтобы быстрее и правильнее развить мои склонности. Министерство высшего и среднего специального образования Азербайджанской ССР разрешило мне в 14 лет сдавать вступительные экзамены в высшее учебное заведение.
Возможно ли подобное в капиталистическом мире? И там молодежь взрослеет рано, но взрослеет, чтобы получить в документах штамп «безработный», кончает университеты и колледжи, чтобы потом забыть о полученной профессии...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.