Одной из главнейших, ведущих тем художников нашей страны является образ молодого человека сталинской эпохи. Это и понятно. В могучем, непрерывном движении вперёд, к сияющим вершинам коммунизма, героический народ наш с надеждой и твёрдой уверенностью смотрит на свою прекрасную молодёжь.
Можно назвать многие десятки картин, скульптур, рисунков, навсегда вошедших в золотой фонд отечественного искусства, воспевающих мужество, идейность, талант и другие высокие качества молодых людей нашей страны. Художники показывают жизнь молодёжи в её самых разнообразных проявлениях.
Людям старшего поколения на всю жизнь врезались в память торжественные минуты, когда их принимали в комсомол. Многие наши художники изображали жизнь комсомола. Но никому из них не удалось раскрыть эту тему так ярко, убедительно и вместе с тем так трогательно и с такой подкупающей искренностью, как это удалось сделать заслуженному деятелю искусств УССР А. Григорьеву. Когда рассматриваешь его замечательную картину «Приём в комсомол», чувствуешь гордость за эту скромную и - серьёзную, внутренне взволнованную пионерку, которую вот сейчас принимают в ряды ВЛКСМ. Вся картина как бы пронизана солнечным светом, и не потому, что написана она в светлых тонах, а оттого, что светлы и благородны чувства и мысли, которые как бы светятся на лицах комсомольцев. Зритель читает эти мысли: это спокойная уверенность в том, что новая комсомолка оправдает все надежды, выполнит все поручения. Это чувство, выраженное необычайно поэтично, и согревает полотно.
С картиной А. Григорьева перекликается работа В. Мариупольского «Вожатая». Простая советская школьница, пионерский руководитель, рассказывает о работе своего отряда. Мы как бы слышим её звонкий, почти ещё детский, но уже уверенный голос. Мы видим портрет самого лучшего, самого близкого друга детей - товарища Сталина.
Эта картина привлекает своей теплотой, свежестью и благородством. Ей, как и другим заслужившим Сталинские премии работам, присущи ярко выраженные черты социалистического реализма.
Полотно действительного члена Академии художеств СССР П. Соколова - Скаля «Краснодонцы» изображает героическую советскую молодёжь, комсомольцев, совершавших славные подвиги в дни Великой Отечественной войны. Художник показывает один из волнующих эпизодов жизни молодогвардейцев в подполье. Члены «Молодой гвардии», собравшись все вместе, с необычайным вниманием, напряжением слушают по радио доклад Иосифа Виссарионовича Сталина. Чувствуется, что они боятся проронить хотя бы одно слово, произнесённое родным голосом, доносящимся сквозь линию фронта. Каждый молодогвардеец глубоко переживает выступление вождя, и художнику хорошо удалось передать это. Слова великого Сталина, полные уверенности в победе правого дела, воспринимаются молодогвардейцами как огромное счастье - их глаза сияют. Здесь даны убедительные портреты юных горячих патриотов Родины, закалённых и воспитанных коммунистической партией, героев, готовых на любой подвиг во имя победы.
Большое внимание уделяют художники раскрытию творческой личности новаторов, молодых строителей коммунизма.
Лауреат Сталинской премии В. Ефанов и руководимая им бригада молодых художников - С. Дудник, Ю. Кугач, К. Максимов и В. Цыплаков - написали большое полотно «Передовые люди Москвы в Кремле» и кроме того более ста отдельных портретов знатных москвичей - Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза, стахановцев, артистов, писателей, политических и общественных деятелей, людей науки и культуры. Эта громадная работа, значение которой трудно переоценить, говорит о плодотворности метода коллективного сотрудничества над одним произведением.
Задача картины - образно показать, что наш народ представляет сплочённый, неразрывный коллектив энтузиастов, людей волевых, умных, закалённых в борьбе и труде. С этой задачей художники справились блестяще. Портреты различных деятелей Москвы, являющиеся этюдами к полотну и изображающие многих представителей молодёжи, создают документальную галерею знатных людей нашей величественной эпохи.
Портрет сталевара завода «Серп и молот» А. С. Субботина, выполненный заслуженным деятелем искусств РСФСР Г. Гореловым, - значительное достижение в области советской портретной живописи. Молодой рабочий, слава о котором гремит не только по старейшему московскому заводу, но и по всей стране, изображён за работой в цехе. Его энергичное лицо озарено огнями мартена. Кажется, он лишь на мгновенье оторвался от работы, только что отёр проступивший на висках пот и вот сейчас вновь примется за своё дело. Не нарушая портретного сходства, художник передаёт в чертах сталевара качества, типичные для наших стахановцев, - их физическую и духовную красоту.
Широкий живописный план отличает полотно Т. Яблонской «Хлеб». Эта поэтическая картина воспевает радость коллективного труда, передаёт пафос созидания. Образ молодой колхозницы - бригадира, которая засучив рукава вот - вот снова возьмётся за жаркую работу, как и образы её подруг, отличается подлинной динамичностью. Золотистое море зерна, уборочные машины, весы, мешки, даже воткнутые в горы зерна лопаты - всё это сливается в одно со звонкой и радостной девичьей песней.
Помимо этих произведений, посвященных непосредственно молодёжи, за последнее время создано также большое число работ, где образы молодых патриотов Родины являются существенной частью полотна, скульптурной композиции, рисунка и связывают между собой в единое целое другие персонажи.
В картине В. Орешников» «В штабе обороны Петрограда, ноябрь 1917 г.» запечатлены волнующие исторические моменты жизни страны. Популярны и полотно В. Ефанова, действительного члена Академии художеств СССР, «Незабываемая встреча», где ярко воссоздана замечательная страница истории колхозного движения, картина академика живописи А. Пластова «Сенокос», воспевающая радостный труд на полях, работа члена - корреспондента Академии художеств Ф. Богородского «Слава павшим героям», прославляющая неразрывную фронтовую дружбу, композиции талантливых военных художников студии имени Грекова - диорама А. Горпенко, А. Стадника и П. Жигимонта «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», диорама П. Корецкого и И. Евстигнеева «Бой на Одерском плацдарме» - произведения, с документальной точностью воссоздающие бессмертные подвиги Советской Армии.
Среди серии волнующих рисунков А. Пахомова «Ленинград в дни блокады» и заслуженного деятеля искусств РСФСР Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» имеется также ряд работ, изображающих беззаветное служение нашей молодёжи своему народу, Родине, вождю.
Наконец, духовное богатство советской молодёжи отражено во многих скульптурных композициях, в их числе удостоенный в этом году Сталинской премии горельеф Е. Вучетича, П. Фридмана, П. Яцыно, Г. Постникова «Клянёмся тебе, товарищ Ленин...»
Таковы некоторые из наиболее удачных работ наших живописцев и скульпторов, выполненных за последнее время и посвященных советской молодёжи.
Над этой вдохновляющей их темой они много и упорно работают и сейчас. Яркое доказательство тому - многочисленные выставки последних месяцев; например, выставка работ художников РСФСР и персональные выставки отдельных мастеров, на которых представлено немало удачных, интересных, глубоко содержательных работ, рассказывающих о жизни нашей молодёжи.
На днях в залах Государственной Третьяковской галереи по замечательном традиции прошлых лет открылась Всесоюзная художественная выставка 1950 года. На ней представлены самые лучшие произведения живописи, графики, скульптуры, созданные в этом году. Зрители увидят на Всесоюзной выставке, являющейся боевым смотром творческих сил художников, новые выдающиеся работы, раскрывающие образ советского молодого человека.
Необычайно богата талантами советская земля, и мы, художники, хорошо видим это. В наши ряды непрерывно вливаются всё новые и новые силы, радующие своим большим, растущим мастерством. В то время как советским мастерам предоставляются все условия для их творческого развития, я капиталистических странах талантливая молодёжь обречена влачить жалкое существование. Наглядно повествует об этом художник - график Б. Пророков в серии иллюстраций «Вот она, Америка». Названия некоторых из этих работ говорят сами за себя: «Он потерял надежду найти работу», «Только за то, что он чёрный», «Студия» на... мостовой». Последний рисунок с документальной точностью воспроизводит положение зарубежных художников, вынужденных продавать свои картины за жалкие гроши на мостовых.
Воспевая светлые, высокие идеалы человечества, советские художники перекликаются с теми честными мастерами зарубежного искусства, которые не продались за доллары и служат своим мастерством делу мира. Мы с огромной радостью и глубоким волнением узнаём о патриотических подвигах честных граждан, передовой молодёжи подчинённых США стран. Смело и прямо смотрят они на допросах и пытках в глаза ненавистных поработителей. Никакими силами не уничтожат враги человечества слова «Мир» и «Сталин», ставшие синонимами, слова, сказочно появляющиеся снова и снова на высоких скалах, на стенах домов, на знамёнах всё возрастающей многомиллионной массы пламенных борцов за мир.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.