Много говорил он об организации культурно - политической работы, о культурном обслуживании колхозников, закончив тем, что МТС есть сердце колхозов.
Впечатление было громадное. Все были наэлектризованы. Каждый думал: «Действительно верно, действительно так...
Илья Слепоте, бригадир второй бригады, информировал вторым. Всегда растерянный, он на этот раз заторопился к чему - то, смял толстую цигарку и ожог пожелтевшие пальцы...»
Эта пустая говорильня опять - таки взята из произведений всех трех авторов.
Что принадлежит Кузнецову, что - Дрогачеву, что - Яковлеву? Смысл, язык, приемы одни и те же. И наш произвольный монтаж читается как одно целое.
Может быть, авторы, отталкиваясь от жизни, в которой так еще много собраний, никак не могли их избежать, но зато хорошо изобразили природу и психологию своих героев?
Вот природа:
«Косой солнечный луч целовал его лицо. Перед самыми окнами бойко чирикали воробьи, зеленые редкие ветки тополя качались в окна, как бы приветствуя его (какие сознательные ветки! - Н. Б.). Белые льдины плыли по Вихляйке. Как живые, льдины теснились, боролись, отталкивали одна другую, спешили, спешили...»
Дальше, конечно:
«... Жаворонки звонили, как серебряные колокольчики. С полей поднимался голубоватый прозрачный пар».
Цитата снова составная. Где Яковлев, где Кузнецов? Угадайте!
Еще цитата:
«Цыганкова теперь была в черном пальто, в черной беретке - крепкая, румяная. Она говорила быстро. Глаза светились.
Перед ним стояла молодая, полная сил, цветущая девушка. Простенькое, но как - то особенно шедшее ей платье обтягивало изящную фигурку.
Взгляд прямой, решительный...»
Авторы легко могут поменяться «образом» девушки в пальто и «образом» девушки в «простеньком платье». Переставленные из одного произведения в другое, они все же будут на месте. Никто не проиграет. Одинаково плохо.
Очевидно, авторы сами понимают, что произведение, написанное так о политотделе, едва ли пойдет и ход. Скука - это бич нашей литературы. Скука уморит любого, самого упорного, честного читателя. И вот придумывается средство от скуки.
«На широкой кровати, иод тканьевым белым одеялом, спала молодая женщина. Ее плечо и бедра двумя могучими волнами вздымали одеяло. Муравьев на цыпочках подкрался к постели. поднял одеяло. На него пахнуло пьяным жаром. Женщина спала без рубашки!»
Подобные картинки ни к селу, ни к городу. Ни - какого значения ни для судьбы героев, ни для повести они гае имеют.
Когда - то один учитель гимназии, вкладывая порнографические карточки в священные книги, приучал гимназистов читать закон божий. Авось, неожиданно найдя такую картинку, ученик перелистает книгу до конца! Зачем применять такие приемы в советской литературе?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
О культурном уровне рабочей молодежи