Новая тема
В журнале «Сибирские огни» и в красноярском альманахе «Енисей» почти одновременно опубликован роман молодого сибирского писателя Николая Волкова «Наше родное». За последнее время всё чаще молодые писатели приходят в литературу с новой темой, вводят новых героев, обогащая представление о советском человеке наших дней.
В романе Александра Волошина «Земля Кузнецкая» воспеты сибирские шахтёры. Труд металлургов вдохновил автора романа «Сталь и шлак» Владимира Попова. С большим знанием дела воспроизвёл жизнь авторемонтных мастерских Анатолий Рыбаков.
Эпиграфом к роману «Наше родное» автор взял слова товарища Сталина: «...советская торговля есть наше, родное, большевистское дело, а работники торговли, в том числе работники прилавка, если они только работают честно, - являются проводниками нашего, революционного, большевистского дела».
Героиня романа - обаятельная девушка Лена Байкова, вызывающая большую симпатию прямотой, искренностью, преданностью своему делу, - работает уборщицей в небольшом магазине, учится в школе взрослых и одновременно в торговой школе. С чувством большой ответственности готовится она к вступлению в комсомол.
Идея романа хорошо сформулирована в размышлениях Софьи Васильевны Круговой о Лене: «Быстро у нас растут люди, и расти им легко».
Лена, окончив торговую школу, становится продавщицей. Во время войны по настоянию рабочих, которые оценили её как работника, когда она в лютую стужу привозила продукты на завод, Лену назначают заведующей рабочим магазином. После того как она смело выявила ряд серьёзных злоупотреблений в орсе и открыто выступила против начальника отдела рабочего снабжения Гронского, ей поручают заведовать большим универмагом, занявшим первое место в социалистическом соревновании, а затем посылают в Москву учиться в Институте советской торговли.
Лена выросла в здоровом коллективе. Её воспитывали партийная и комсомольская организации, люди, преданные делу, чувствующие ответственность перед народом.
Софья Васильевна и Пётр Петрович Крутовы, принимавшие близкое участие в Лениной судьбе, Андрей Ильич Чернов, заведующий семнадцатым магазином, где Лена начинала свой трудовой путь, директор торговой базы Калюжный, который был для Лены идеалом партийного работника, комсорг Женя Козлова - все они учили Лену своим примером. Сохранив на всю жизнь глубокое уважение к этим людям, она старалась быть похожей на них.
Обогащает образ Лены её верное, прошедшее через тяжёлые испытания чувство к Андрею Ильичу, который к концу романа становится её мужем.
Не так часто молодые авторы правдиво пишут о любви, особенно о её внешнем проявлении.
А. С. Пушкин когда-то говорил: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физических движений страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Все это смешно, как мелодрама». Эти слова можно отнести и ко многим молодым советским писателям.
Любовь Лены к Андрею Ильичу выросла из её уважения к нему, из сочувствия к его страданиям, порождённым легкомыслием недостойной девушки Зои. Эта любовь возникла на большом расстоянии, когда Андрей Ильич был на фронте, а Лена в глубоком тылу. Письма Лены к Чернову и его письма к ней принадлежат к числу лучших страниц романа. В них просто и искренно, не столько в словах, сколько между строк, выражено большое, серьёзное, глубокое чувство.
Волков, так же как те молодые писатели, которые пришли в литературу уже обогащенные жизненным опытом, ввёл новых героев, открыл перед советским читателем ещё мало освещенную сторону жизни.
Но, как известно, не знание материала, а литературное мастерство определяет успех писателя. Волков не сумел отсортировать мелочей от существенного. Роман «Наше родное» перегружен не имеющими прямого отношения к развитию сюжета описаниями. Временами автор сбивается на тон докладной записки, некоторые страницы напоминают хронику торгового предприятия.
Недопустима в тексте художественного произведения такая речь: «Чтобы скрасить неблагоприятное отражение своих закупочных операций на балансе орса, Гронский решил отыграться на других операциях». «Пока не было решения об организации орса на заводе «Восток», контингент завода снабжался городским торгом...» и т. п.
В процессе роста дана только одна героиня романа Лена. А ведь прошло шесть лет! Андрей Ильич вынес тяжёлые испытания войны, получил тяжёлое ранение, заново переосмыслил жизнь, около двух лет пролежав в госпитале. Вернувшись с фронта, он собирается опять стать заведующим тем самым семнадцатым магазином, из которого ушёл в армию. В романе это не мотивировано.
Одной краской нарисованы все отрицательные герои. Трудно поверить, что так долго в здоровом коллективе, который дан в романс, не могли выявить Гронского, не замечали лицемерия Тарусиной. Не оправдана ни дружба Лены с растратчицей Елистратовой, ни размолвка с ней.
У автора было хорошее намерение заклеймить примазавшихся к торговому аппарату нечестных людей, разоблачить их махинации, но делает он это слишком прямолинейно, а потому художественно неубедительно. Снижает ценность романа «Наше родное» изолированность героев от внешнего мира. Если торговых работников автор любит и знает, то к остальным он относится, как к чужакам. Виктор Шапкин, которым недолгое время была увлечена Лена, представлен сначала человеком без определённых занятий, шкурником и циником. Поведение его на фронте и героическая гибель не вяжутся с тем обликом, который был создан автором на первых страницах романа. Высокомерная и легкомысленная девушка Зоя, заставившая страдать Чернова, как-то очень неожиданно и неоправданно оказывается в числе добровольцев, едущих на фронт.
Из героев романа, не имеющих прямого отношения к работникам торговли, привлекателен, пожалуй, один лишь Егоров, товарищ Чернова по госпиталю, благодаря которому Лена узнала о местопребывании любимого человека. Но это эпизодическая фигура в романе. Директор завода, с которым неоднократно встречалась Лена, - образ, безусловно, положительный и заслуживающий внимания, - даже не назван по имени. Автор, словно чувствуя ограниченность своих героев, неоднократно упоминает о том, что они интересуются событиями, которые происходят в мире, читают книги и газеты, но ни разу не дал он своим героям возможности поговорить на широкие политические и общечеловеческие темы.
Напрасно автор так ограничил себя и своих героев. Хочется напомнить ему слова Алексея Толстого, обращенные к молодым писателям:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.