О своем деле

Лев Кассиль| опубликовано в номере №271, июль 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Смешно спрашивать писателя, какой фразой он предпочитает писать: длинной или короткой.

Времена карамзинских многоэтажных периодов, разумеется, прошли.

Преимущество лаконической фразы ясно каждому, но нельзя ставить перед собой каноны - писать обязательно короткими фразами.

Когда я писал, например, сказку об «Алеше Рязань и дядьке Беломоре», я начал ее с ритмически повторяющихся однозвучных фраз русского сказа. Затем незаметно перешел к мягкой закругленности фраз, пародирующих Андерсена. А в особенно напряженных кусках, где действие развертывалось бурно и драматично, предельно сжимал фразы, делал их короткими, стремительными, нагнетающими волнение и передающими лаконизм катастрофы.

Когда же мне понадобилось произвести очень смелый опыт введения в ткань сказки цитаты из Ленина, я стал уже за 5, 6 фраз до этой цитаты постепенно увеличивать длину предложений, придав повествованию мерный ход. Цитата из Ленина не выпирала из тела сказки, а плотно врастала в нее. И затем также по ниспадающей кривой я укоротил предложения.

Надо заботиться об акустической стороне фразы. Внутреннее полногласие, звучность так же необходимы, как и чистота смысла.

Писатель должен любить и чувствовать хороший звук. Он должен иметь тонкий слух и прислушиваться к звучанию каждой написанной строчки.

Не всегда следует строить фразу по принципу звукописи, т.е. стараться сблизить звучание фразы с ее логическим смыслом. По принципу такого звукоподражания строил фразы Андрей Белый.

Я позволяю себе звуковую имитацию лишь в случае крайней необходимости, там, где это может с предельной силой передать картину эпизода.

Так, однажды мне надо было выразить в одной фразе, как работают еще не разогретые моторы мотоциклов. Над этой фразой я бился несколько часов. Мне никак не удавалось передать перебои в моторе, срывчатость, неналаженность работы.

Так и пришлось сдать в редакцию вещь с фразой, которая меня не удовлетворяла.

Уже потом, неожиданно найдя нужное слово, я по телефону исправил в самый последний момент злополучную фразу.

Теперь, мне кажется, она точно передает звуковой рисунок факта: «Еще, срываясь, стреляли вдруг невпопад выхлопные трубы».

Тут важно было найти слово «невпопад». Поставленное рядом с «выхлопными трубами», звуком и смыслом своим искомое слово «перебило ноги» фразе, и фраза заработала так, как мне нужно было.

Для того чтобы найти запоминающийся и крепко связанный с темой заголовок, приходится иногда часами бормотать про себя, пробуя на слух всевозможные словосочетания.

Для того чтобы найти заглавие к фельетону о первом стратостате, я выписал на отдельном листке 48 заголовков и только 49-й удовлетворил меня: «Поднят потолок мира».

И огромная радость для писателя слышать. как найденные в тщательной, кропотливой работе образ, тип, словосочетание, термин, кличка потом становятся достоянием масс, входя в язык, в быт, в мышление.

Что я считаю необходимым категорически запретить всякому писателю - и начинающему и маститому?

Под запретом должны быть скука, равнодушие.

Надо писать горячими, искренними словами (скупясь, впрочем, на восклицательные знаки).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены