К 100-летию ВЛКСМ
Борис Пастухов
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ
Детство и война. Москва, первые бомбежки. Эвакуация. Папина «похоронка». Большой московский двор в Замоскворечье. Трудное и радостное взросление, метростроевский пионерлагерь, школа, спорт, друзья.
А потом МВТУ – Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Суровая, но веселая студенческая жизнь в этом замечательном коллективе.
Потом большая и лучшая часть моей жизни – Ленинский комсомол, которому я обязан всем – друзьями и товарищами, многих из которых уже нет на этом свете. Это было прекрасное время, в котором жили талантливые и целеустремленные люди, это было время великих свершений многомиллионного Коммунистического союза молодежи.
Сколько людей, так же, как и я, могут взволнованно повторить: «Единственный друг, дорогой комсомол, ты можешь на нас положиться!»
Часто вспоминаю слова Юрия Алексеевича Гагарина, сказанные перед его стартом в космос: «Вся жизнь моя кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением». Вот и моя жизнь в комсомоле тоже кажется мне одним прекрасным мгновением.
... Беседа в генсековском кабинете Юрия Владимировича Андропова. Долгая, отеческая... «Знаешь что, Борис Николаевич, не надо тебе сейчас переходить на партийную работу. Займись какими-то интересными делами, связанными с народным хозяйством. Вот, например, мы могли бы рекомендовать тебя председателем Госкомиздата нашей страны. Там всё – идеология, книжное производство, газеты, торговля полиграфической продукцией, совершенно новый мир, как будто специально для тебя. А вот повторять путь своих предшественников, коллег по комсомолу, не советую».
Потом... дипломатическая работа. Дания. Афганистан. Тревожные дни, когда Советская армия уже покинула Афганистан, и судьба республики висела на волоске. Небольшой, сокращенный сверх меры коллектив посольства, который старался изо всех сил. Незабываемые встречи с президентом Афганистана Наджибуллой, жизнью которого так подло и так бесчеловечно распорядились пакистанская разведка и талибы.
Возвращение в СССР... Министерство иностранных дел, Государственная дума и, наконец, Торгово-промышленная палата…
Что такое судьба человека?
В течение жизни я много раз задавал себе этот вопрос.
И в каждом возрасте отвечал на него по-разному. В детстве я думал, что смысл жизни состоит в том, что я расту, становлюсь сильнее, умнее и грамотнее, и, как только стану взрослым, смогу сделать что-то большое и важное, чтобы все люди узнали обо мне.
Ну, вот я стал почти взрослым (мне исполнилось 18 лет), и я был убежден, что наступило время великих дел.
Я поспешил. Так часто бывает в молодости.
Когда нам выдали аттестаты зрелости, группа наших ребят поехала на Бауманскую, и я с ними. Сначала зашли в строительный институт. Но там нам как-то не понравилось. До энергетического надо было ехать на трамвае, а до Бауманского училища пешком по переулочкам – совсем недалеко. Пришли в МВТУ1. Там душевная обстановка, сплошное внимание, любезность. У кого что ни спросишь, всё объяснят, расскажут и покажут. Я решил дальше никуда не ходить. А что касается специальности, то записался на первый факультет и на первую специальность. Чего выбирать, раз первая – значит, самая лучшая. Так как у меня была серебряная медаль, то мне предстояло пройти только собеседование.
Хотя и про собеседование тоже ходило множество легенд.
Вызвали меня. Зашел в кабинет. Спросили:
– Борис Николаевич Пастухов – это вы?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К 100-летию ВЛКСМ
К 100-летию ВЛКСМ
К 100-летию ВЛКСМ
Именитый архитектор считает лучшими те идеи, что меняют мир и намного переживают своих создателей
Считает культовый немецкий архитектор Сергей Чобан