В повести Добровольского мы увидели совсем другое. У советского студента, как и у каждого советского человека, есть искреннее стремление всеми силами помогать подъёму страны, участвовать в строительстве коммунизма.
Для нас советская литература - это окно в новый мир. Добровольский дал возможность увидеть много нового, отчётливее представить себе жизнь советских людей.
Однако Добровольскому можно предъявить и ряд упрёков. Главный среди них - это то, что писатель, как нам кажется, должен был показать руководящую роль коммунистической партии в строительстве новой жизни и в воспитании молодого поколения. Ведь партия вдохновляет всю работу молодёжи! Этого, к сожалению, Добровольский не показал.
Советские люди должны требовать от своей литературы больше, потому что советская литература является одним из факторов создания коммунистического общества, к которому стремятся все народы. По этому пути советские люди идут в авангарде всех народов. За вами, гражданами Советского Союза, следуем и мы, молодые люди новых, демократических, народных республик.
Английский писатель Джон Пристли написал книгу о трёх молодых англичанах, вернувшихся после войны домой. Такую же тему взял и молодой советский писатель Владимир Добровольский. Сравнивая героев этих двух произведений, мы видим, какая между ними лежит пропасть.
О чём мечтают «трое в новых костюмах» Джона Пристли? Один из них, Аллан Стрит, говорит: «Мы просто три парня, которые хотят чуточку мира и тишины...»
И наши, советские люди тоже жаждут мира, но не такого, как те. Они не ищут личного, мещанского благополучия, не собираются замыкаться в тесном кругу, маленьком мирке эгоистических интересов. Не идиллической «тишины» хотят они, а бурной деятельности на пользу народу, кипучей творческой работы, созидания. Они пришли с войны не для того, чтобы наслаждаться праздным отдыхом и мещанским уютом, а чтобы работать, творить. И через год после войны они остаются в серых солдатских шинелях - солдатами в великой борьбе за счастье и процветание Родины, воинами, готовыми всеми силами защищать мир, бороться за демократию, против поджигателей новой войны.
В этом первое отличие героев Добровольского от героев Пристли.
Перед героями Пристли стоит вопрос: как жить, что делать? Аллан Стрит говорит: «Бог знает, чем теперь буду заниматься».
У наших героев другое. Их не мучают вопросы: кем быть, чем заниматься? Для них цель ясна, и пути к этой цели открыты. В этом второе отличие.
Героям Пристли, в отличие от сотен тысяч их современников, ещё сравнительно повезло: им предлагают работу. Но какую!? Такую, которая калечит, коверкает, губит душу человека, унижает его. Аллену, например, предлагают сделаться продажным писакой и обманывать своих же товарищей - демобилизованных солдат. Фермеру Герберту Кенфорду предлагают «забиться далеко от свежего ветра современности, с тем, чтобы его дурачили всякие фашиствующие полковники». Каменотёсу Эдди Мольду предлагают стать бесправным рабом на каменоломне. И понятна потому горькая реплика Стрита: «Возвратившись домой, мы не получили того, чего ждали».
Нашим, советским людям не навязывают того, чего они не хотят. Каждый работает там и тем, кем хочет.
Герберт жалуется: «Я одинок». А Виктор Черкашин утверждает: «У нас, в Союзе, пожалуй, одиноких не бывает».
Пристли говорит; «Большинство этих парней в глубине души ожидает, что произойдёт чудо, что настанет новая жизнь». А герои Добровольского не ждут никакого чуда, они сами строят свою жизнь.
Что застают в своих родных краях герои Пристли? Безудержную спекуляцию, разврат, деревню, превращенную американцами в сплошной публичный дом... Каким ярким, светлым пятном на этом фоне разврата и продажности выглядит чистая любовь Виктора и Тамары!
«Трое в новых костюмах» живут в мире, где процветают лишь дельцы, наживающиеся на чужом горе, в мире, где эти мракобесы могут цинично заявлять: «Люди в большинстве ограниченны, близоруки, ленивы, и мы намерены пустить в ход все средства, чтобы сделать их ещё более ограниченными и близорукими».
Дядя Аллана Стрита даёт убедительную характеристику современному английскому обществу: «Мир, в котором стоит жить, кончен, и кончен навсегда».
И ликующим голосом правды, величия человеческого духа, чести и свободы звучат слова Виктора, что в войну не было ничего другого, кроме цели - победить. А теперь? А теперь есть у него жизнь - большая и интересная. «Счастье, - говорит Виктор Черкашин, - это процесс завоевания счастья».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.