В погожее утро 4 марта 1901 года многолюдная толпа петербургских студентов собралась, на широкой площади у Казанского собора. Оставив университетские аудитории, юноши и девушки в едином порыве решили в этот день продемонстрировать свой протест против изуверского приказа Николая II об отдаче в солдаты революционно настроенных студентов.
На весеннем солнце пламенели красные флаги и сверкали тысячи студенческих фуражек с различными эмблемами старинных русских университетов. Смеха или весёлой шутки, столь обычных в кругу молодёжи, на этот раз не слышно было. Лица молодых людей были сосредоточенны и выражали гневные чувства. Время от времени в толпе раздавались звонкие восклицания и слышалось пение революционных песен.
Стоявший вблизи колонн собора высокий человек с рыжеватыми усами не отрывал взора от молодых демонстрантов. Выражение его лица говорило о том, что настроение столичных студентов передалось и ему. Он не замечал, с каким восхищением смотрели на него юноши, сгрудившиеся на паперти и на крыльях между колонн собора, не слышал, как они говорили друг другу: «Это Максим Горький. Сегодня он с нами». Внезапно в различных местах площади появились сотни вооружённых полицейских на конях. Ловко повёртывая лошадей в людском потоке, они стали хлестать студентов нагайками и плашмя бить их шашками. Площадь моментально огласилась криками и стонами. С гиком и свистом озверевшие полицейские сбивали с ног спасавшихся от ударов юношей и девушек, избивали лежачих, топтали их копытами своих лошадей.
Горький был потрясён варварством царской полиции и тотчас же решил поднять свой голос в защиту преследуемой революционной молодёжи. Вечером 4 марта Горький пришёл в петербургский дом литераторов, где собрались многие писатели и общественные деятели столицы. Не задумываясь ни на минуту, он подписал прокламацию, опровергавшую клевету правительственного сообщения о демонстрантах и разоблачавшую провокационную роль петербургского градоначальника Клейгельса. Гектографированные издания прокламации нелегально распространялись во многих русских городах.
Стремления и мечты революционных студентов России, связавших свою судьбу с нарастающей борьбой пролетариата, интересовали и волновали Горького уже на первых порах его общественной деятельности. С этой молодёжью он часто встречался, дружил, ей он оказывал всяческую помощь.
В начале нынешнего века царское правительство издало так называемые «Временные правила», согласно которым студенческая молодёжь за революционные выступления каралась «исключением из университета и отдачей в солдаты». Применение «Временных правил» и особенно приказ министерства просвещения об отдаче в солдаты 183 студентов Киевского университета в 1901 году вызвали широкую волну студенческих выступлений в университетских городах России.
В защиту передового студенчества которое царизм низвёл до положения крепостных рабов, страстно выступил В. И. Ленин. 2 февраля 1901 года он писал в большевистской «Искре»: «И тот рабочий не достоин названия социалиста, который может равнодушно смотреть на то, как правительство посылает войско против учащейся молодёжи. Студент шёл на помощь рабочему, - рабочий должен придти на помощь студенту».
Из далёкой Женевы, где издавалась «Искра», быстро дошёл ленинский клич в Нижний Новгород, к Горькому. В том же феврале 1901 года он гневно заявил в письме, адресованном Валерию Брюсову: «Я, видите ли, чувствую, что отдавать студентов в солдаты - мерзость, наглое преступление против свободы личности и идиотская мера обожравшихся властью прохвостов. У меня кипит сердце, и я был бы рад плюнуть им в нахальные рожи человеконенавистников». Обращаясь к писателю Н. Телешеву, Горький писал о том, что надо заступиться за киевских студентов и требовать отмены «Временных правил», как это сделали руководимые комитетами РСДРП передовые люди ряда русских городов. Горький был одним из активных организаторов многочисленных протестов против зверств, учиняемых над студентами. Он привлекал многих писателей, среди которых был и Чехов, к сбору денег ссыльным и голодающим студентам. Лично Горький внёс весной 1901 года 2 тысячи рублей в «Агитационный студенческий фонд».
Энергичная деятельность Горького и его друзей против «Временных правил», несомненно, способствовала тому, что царизм вынужден был приостановить их применение.
Царская охранка хорошо знала о связях Горького со студентами и пыталась мешать растущему влиянию писателя на сознание революционной молодёжи. Жандармы прибегли к обычному способу: в ночь с 16 на 17 апреля 1901 года они арестовали Алексея Максимовича Горького и заключили его под стражу. Писателя обвинили в «бунте против верховной власти», что выразилось, по утверждению охранки, в том, что он помогал студентам готовить демонстрацию.
Напрасно пытались жандармы оградить студентов от влияния революционного писателя. Под давлением общественности Горький был освобождён из тюрьмы и вскоре снова встретился со своими молодыми друзьями.
В день отъезда больного Горького в Крым студенческая молодёжь Нижнего Новгорода устроила ему демонстративные проводы. По прибытии на вокзал любимый писатель был окружён плотным кольцом молодёжи. Стоя на подножке вагона, Горький обратился к молодым друзьям с прощальными словами. Поезд тронулся под возгласы студентов: «Да здравствует Максим Горький! Долой насилие! Да здравствует свобода!»
Сразу после отхода поезда участники проводов устроили демонстрацию, а на главной улице города провели митинг.
В Москве Горького ждали на вокзале сотни студентов, но полиция запретила ему въезд в Москву и заставила прямо проехать с Нижегородской дороги на Курскую. Жандармам удалось сорвать студенческую демонстрацию в Москве, но в Харькове она всё же состоялась. Когда поезд подошёл к железнодорожному мосту вблизи Харьковского вокзала, в тоннеле, у перекрёстка железных дорог, ночную тьму неожиданно осветил багровый свет факелов. Раздались громкие крики: «Да здравствует Максим Горький!».
Как ни бесновались и впредь царские лакеи, как ни старались они оградить Горького от народа, в частности от студенчества, это им не удавалось. Революционный писатель был кумиром передовой университетской молодёжи. Русские студенты часто устраивали манифестации во время спектаклей горьковских пьес в театрах, читали и распространяли запрещённые царской цензурой произведения писателя.
Известно, что творчество Горького уже в годы, предшествовавшие первой русской революции, подымало людей на активную борьбу с царизмом. Под влиянием Горького много молодых людей переходило от проклятий по адресу капитализма к смелой деятельности в большевистских организациях. Когда в России грянула революционная буря 1905 года, Горький принял в ней непосредственное участие. Его деятельность в это время уже была озарена близостью к великому гению революции - В. И. Ленину. Московскую квартиру писателя охраняла боевая группа студентов - кавказцев. То были смелые и несгибаемые молодые большевики, на время оставившие аудиторию учебных заведений, чтобы взять оружие в руки. Так. дружба Горького со студентами, укрепившаяся во время открытых выступлений против царского произвола, увенчалась совместной мужественной борьбой в дни революционной бури в России.
После поражения революции 1905 - 1907 годов Горький продолжал активно помогать передовому студенчеству. Русские студенты в годы реакции жили необычайно тяжело. Царский министр просвещения Кассо, хвастливо именовавший себя «брандмайором просвещения», рьяно истреблял «крамолу» в высших учебных заведениях. Во многих университетах постоянно дежурили жандармы. Усердно следили за «порядком» также черносотенцы и монархически настроенные профессора. Один из таких мракобесов, ректор Новороссийского университета Левашов, не без гордости публично заявил в 1912 году, что он не мыслит себе университета без присутствия жандармов. Массовые исключения молодёжи из университетов, ссылки и гонения становились повседневным явлением.
В мае 1912 года Горький выступил с большой статьёй, в которой дал развёрнутую характеристику положения учащейся молодёжи в России Через голову мракобесов писатель советовал студенческой молодёжи неутомимо воспитывать в себе силу воли, не сгибаться, сохранять во имя будущего тот революционный оптимизм, который, по его выражению «присущ юной душе». Он развёртывал перед молодёжью перспективы социалистического возрождения Родины, помогал понять то, что «в жизнь вступает новая творческая сила», способная уничтожить старый, буржуазный порядок.
В лице Горького студенчество Советской страны обрело одного из своих верных друзей и вдумчивых воспитателей.
С первых же дней Октября великий писатель интересовался новой молодёжью, заполнившей аудитории университетов и институтов. Деятельно сотрудничая в работе Наркомата просвещения. Горький в 1920 году участвовал в обсуждении проекта университетской реформы и порядка размещения высших школ в республике. Он активно помогал в организации новых институтов и рабфаков, привлекал в качестве преподавателей лучших представителей старой науки. Да и сам он выступал в роли преподавателя: читал лекции по истории культуры студентам передвижного пролетарского университета.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.