Этот образ воплощает ту «бревенчатую Русь», которая еще глухо сопротивляется исторически неотвратимому движению к машине, к трактору, к электрификации. Личная обреченность Есенина, выступающая в его стихах, так же как будто воплощает в себе обреченность этой «бревенчатой Руси».
Есенин пытался принять революцию. Ни принять ее по - настоящему он мог только в ее стихийном, еще не одухотворенном ленинским разумом, этапе. Он приемлет бунт. Его поэма о Пугачеве блистает отдельными великолепными местами. Его «Марфа Посадница» приближается к лучшим образцам русской поэзии. В 1914 году поэт возвышается до бунта против царя, вспоминает о героизме Марфы Посадницы, боровшейся за вольности Новгорода.
Октябрьскую революцию он также принимает, как стихию, сметающую на своем пути все оковы.
«Ревут валы,
Поет гроза»...
Но все это в окружении церковных слов и образов, все это сквозь пелену полурелигиозного тумана:
«Небо - как колокол,
Месяц - язык.
Мать моя - родина,
Я - большевик.
Братья - миряне,
Вам моя песнь,
Слышу в тумане я
Светлую весть».
Пытался Есенин и всерьез запеть в лад с революцией, но это ему плохо удавалось. Он не находил для этого нужных и полновесных слов:
«Я вижу все и ясно понимаю,
Что эра новая - не фунт изюму вам»...
Как плохо! Как неуклюже и далеко от обычной теплоты Есенинских образов! Но разгадка тут же, несколькими строчками ниже:
«Давай, Сергей, за Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость скучных строк»..,
В 7-м номере читайте о нашей первой женщине-дипломате Александре Коллонтай, об истории написания портрета баронессы Икскуль фон Гильденбант – одного из самых известных произведений Ильи Репина, о жизни известнейшего театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко, о наших замечаетельных мастерах – реставраторах Русского музея, о создании свадебного марша Мендельсона, о великом русском ученом и путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае, новый детектив Елены Колчак «Смерть в замке» и многое другое.