Глава семьи Жуковых Андрей Павлович - человек завидного здоровья, хотя ему уже идёт шестой десяток. Он любит порассуждать и послушать, особенно вечером, за чайным столом, когда сам заваривает крепкий до черноты, душистый чай. Кроме хозяина, за столом обычно сидят его супруга Прасковья Яковлевна, невестка Сима и сын Николай.
Так было и в тот осенний вечер, лет шесть назад.
Николай, плечистый, кареглазый, бритоголовый (тогда он только что снял солдатскую пилотку), молча наблюдал за отцом. Ни долгая разлука, ни война, ни гвардейский труд по двенадцати - шестнадцати часов в сутки внешне не изменили старика. И он всё такой же, и привычки у него всё те же. Николай улыбнулся, вспомнив, как однажды он в шутку назвал вот эти ежедневные собрания семьи за вечерним чаем «семейным советом».
- Так где же ты думаешь работать, сын? - спросил Андрей Павлович.
Он ждал ответа, наблюдая, как ловко его невестка Сима убирает со стола посуду.
- Да вот надо подумать... решить, - ответил Николай, зная, что отец не любит торопливых, необдуманных ответов.
- Может, на малолитражный ему пойти? - посоветовала мать. - Тут близко от дома.
- Что ж, - неожиданно скоро поддержал её Андрей Павлович, - можно и на малолитражный... «Москвичи» строить...
Мать Николая, словно испугавшись такого быстрого решения, тут же сама усомнилась в своём предложении.
- Завод-то хорош, - в раздумье заметила она, - да вот только знакомых у нас там нет. Чужие все. Тяжело будет спервоначалу.
- Оставь, мать! - Андрей Павлович раскрыл подвернувшуюся под руки газету и снова сложил её. - У нас чужих нет. Все наши, все друг за дружку. Потом Николай - комсомолец, а там есть комсомольцы. Коммунисты есть. Вот и помогут освоиться.
Прошла неделя, другая, и молодой токарь, уже как свой человек, входил в электросиловой цех автомобильного завода, что широко раскинул свои приземистые корпуса по правую сторону от шоссе. Николай был настойчив и по жуковски жаден к работе.
Но вначале ему не удавалось выполнить даже одну норму.
Однажды начальник цеха коммунист Пётр Александрович Авдюнин спросил мастера:
- Как там наш новичок?
- Старается. Вчера первый раз норму дал, - ответил мастер. - Замечаю, что дело он любит. Будет стоящим человеком.
Начальник цеха молча слушал, думая о чём-то своём. Мастер мельком взглянул на него и сам замолчал. Он понимал Авдюнина. Этот коммунист прошёл хорошую школу жизни. До сих пор его ладони ещё шероховаты от слесарного напильника. Потом он был бригадиром, мастером, а теперь начальник крупного цеха.
И везде Авдюнин прежде всего был коммунистом - заботливым воспитателем молодых рабочих.
Каждый вечер из ворот завода выходят пахнущие лаком зелёные, голубые, синие «москвичи». Разве можно, глядя на это, не думать, не заботиться о людях, создавших такие автомобили!
Люди! Вот о чём задумался коммунист Авдюнин.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.