По бескрайней снежной равнине движется необычный поезд: мощный трактор тянет сколоченные из бревен сани - одни, вторые, третьи, четвертые... На санях установлены дощатые вагончики с маленькими оконцами.
Если смотреть со стороны, кажется, что трактор идет не так-то уж ходко, но попробуй, спрыгни с саней, и тебе придется свистеть и махать шапкой трактористу Губину, чтобы ехал помедленней, иначе не догонишь.
Павел Губин торопится. Надо засветло поспеть в Назаровку, а осталось еще километров двадцать. Тракторист включил пятую передачу, и задние сани бросает из стороны в сторону. Полозья, словно нож бульдозера, срезают пласты сверкающего на солнце снега. Агроном Лена Дмитриева с нескрываемым удовольствием глядит на эту снежную пахоту: «Много влаги будет на полях весной». Рядом с Леной в раскрытых дверях вагончика стоит инженер-конструктор Володя Молотилов. Он в этих краях впервые, и Лена рассказывает ему и его друзьям о Кулундинской степи.
Первый разговор только что познакомившихся людей - о погоде.
- Ваш, алтайский мороз куда легче переносить, чем наш, московский, - говорит Молотилов.
- Теперь этот мороз не только наш, но и ваш, земляками ведь стали, - улыбается Лена.
А санный поезд все идет и идет. И кажется, нет конца снежному раздолью. Но вот где-то далеко показались постройки.
- Минут десять осталось, - сообщает Лена и сочувственно вздыхает: - Устали в дороге?.. Неделю, верно, едете?
- Да побольше, но теперь мы дома.
Молотилов с любопытством вглядывается в приближающиеся постройки. Его друзья, кому не удалось протиснуться к дверям, прильнули к обледенелым оконцам вагончиков. Так вот она какая, Назаровка! Раскинулась широко.
Но нет в ней благоустроенности: дома не обнесены палисадниками, крыши кое-где покосились, не видно ни одного деревца... Степное сибирское село!
Неуютна, зимняя Назаровка, иконструктор Володя Молотилов вспоминает Москву, улицу Машиностроения, где вырос, где живут тысячи рабочих и инженеров столичного автогиганта. Нет, не для того, чтобы тужить о ванне с газовой колонкой, о квартирном телефоне, о залитом огнями Дворце культуры, уехал он с товарищами в это село, которое с сегодняшнего дня стало для него родным.
Конечно, Володе и его друзьям, рабочим и инженерам Автозавода имени И. В. Сталина, было бы куда отрадней увидеть Назаровку благоустроенной. Но разве не большее удовлетворение принесет сознание того, что ты своим трудом изменил облик этого затерявшегося в Кулундинской степи села?
Приехавший из Барнаула вместе с молодыми москвичами кинооператор влез на крышу вагончика и нацеливается камерой на фасад конторы МТС. Даже не на весь фасад, а на верхнюю его часть, где трепещет на ветру кумачовый плакат: «Привет молодежи, прибывшей на освоение целинных и залежных земель!»
Но разве этот алый лоскут расскажет всё о щедром гостеприимстве, оказанном посланцам столичного комсомола?
Добрым проявлением радушия, были хлеб-соль, преподнесенные старейшим рабочим машинно-тракторной станции Семеном Петровичем Елистратовым комсоргу Зое Гаврилиной, чье имя теперь хорошо известно всей нашей молодежи. Это она, Зоя, невысокая подвижная сероглазая девушка, была вожаком первого отряда московских автозаводцев, отправившегося на Алтай поднимать вековую целину. И вот ей вручают на блюде, покрытом расшитым полотенцем, пшеничный каравай и резную солонку.
Глядя, как смущается Зоя, принимая дар, инженер Георгий Семенов, бывший фронтовик, сказал негромко Володе Молотилову:
- Не заслужили мы еще такого почета, чтобы нас с непокрытой головой встречали. Большой долг за нами, очень большой...
Как же отдать этот долг, как ответить на любовь и доверие гостеприимных, приветливых людей? Что сделать, чтобы и они и весь наш народ жили лучше, богаче? Эти вопросы волнуют и Семенова, и Молотилова, и их товарищей.
На следующий день в кабинете директора МТС собрались комсомольцы-москвичи. Возник обстоятельный, неторопливый разговор о том, на каком участке каждый принесет больше пользы. Директор Владимир Иванович Крестьянинов, сам только в январе приехавший сюда с Урала и не расставшийся еще с мундиром горного инженера, беседовал с Львом Луцким.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Из блокнота делегата XII съезда ВЛКСМ