«Новичок: проблемы, требующие решений»

  • В закладки
  • Вставить в блог

Хронически не хватает рабочих рук на предприятиях горнорудной промышленности Криворожья. Между тем план выпуска профтехучилища отрасли как будто регулярно выполняют. В чем же дело?

Да в том, что в момент окончания училищ их выпускникам обычно исполняется девятнадцать лет. В лучшем случае они на полгода старше. Но на работу в шахтах допускают лишь по достижении 20 лет. Выходит, год – а случается, что и больше, – ребята должны работать на поверхности. Обеспечить их всех работой сложно, потому что столько рабочих на поверхности в принципе и не нужно. Естественно, что приобретают они за это время не слишком много. Зато начинаются прогулы, разочарования, многие расходятся по другим предприятиям А в это время в забоях так не хватает рабочих...

Так, может быть, Госкомитету по профтехобразованию стоило бы пересмотреть программу обучения в этих училищах? Или предусмотреть такое положение, по которому в них принимали бы ребят со средним образованием, с таким расчетом, чтобы ко дню окончания училища выпускникам исполнялось двадцать лет и они могли работать по специальности?

IV. Бригада

Вернувшись из очередного отпуска, бригадир комсомольско-молодежной бригады сварщиков Днепропетровского тепловозоремонтного завода Дмитрий Иванович Самокиш узнал новость: один из пяти выпускников базового училища № 10, распределенных в бригаду, на работу так и не вышел. Гуляет уже вторую неделю.

Из разговора с ребятами понять можно было только одно: Валерий Класс жив и здоров. Больше о нем ничего сказать не могли. Или не хотели. Практику Валерий проходил в бригаде Самокиша, и Дмитрий Иванович тогда приметил, что парень он с гонором, резкий, но в деле хваткий и серьезный. И чтобы он две недели на работу не выходил...

По-разному пытался Дмитрий Иванович встретиться с Классом. Сначала через ребят договаривался – не идет, Домой заходил – тоже ничего не вышло, родители вздыхают, а что и почему, объяснить не могут... И все-таки нашел он парня. Поговорили. И все оказалось просто. Когда Самокиш уходил в отпуск. у ребят еще шла практика. Погода тогда в городе стояла просто курортная, и Валера несколько раз, направляясь на завод, в результате оказывался на Днепре. Ребята-однокурсники рассказали ему, как к этому в бригаде отнеслись. он только рукой махнул. А когда его в эту же бригаду распределили, вдруг понял: стыдно идти... Так стыдно, что показалось, что лучше не идти. И не пошел. День, другой, а там понял, что теперь на тепловозоремонтный – ни за что...

Но Дмитрий Иванович его все-таки на завод привел. И с бригадой о парне поговорил. Сейчас Валера вполне прилично, не хуже других работает. А ведь если бы не бригадир, так и потерял бы завод молодого сварщика Валерия Класса.

Пять выпускников, пришедшие в бригаду Самокиша всего два месяца назад, вполне серьезно считают себя в ней своими людьми. Да еще удивляются: почему два месяца работаем, когда мы и практику здесь проходили?! И Рома Кравец себя в бригаде не лишним чувствует, хотя практикант еще. А как же ему себя иначе чувствовать, если он уже третий день вместе с бригадиром одну работу делает: варит рельсо-шлифовапьную тележку, а сварка тут, между прочим, по четвертому разряду.

– А почему бы мне Роме не дать себя попробовать и по этому разряду? – пожмет плечами Дмитрий Иванович. – Шов у него плотный, высоту катета он держит как по линейке, и главное – ему интересно. Да и надо, чтобы он понял: работа по четвертому разряду – это и качество и объем... Знаете, закончил в этом году наше училище Игорь Гончаров – со вторым разрядом. А ведь когда он у нас в бригаде первую практику проходил, видно было: классный сварщик выйдет. Но на постоянную практику попал он на ремонтную базу к речникам, и «задавили» его там одной и той же примитивной работой...

Есть такая болезненная проблема у новичков, многим из них она жизнь портит: первое время их часто отсылают на работу что похуже, погрязнее, серьезного дела не доверяют. И при этом взывают к... совести ребят: вам еще по-настоящему работать научиться надо, а пока мы вам заработать даем, так что имейте совесть, не нам же за вами отходы да мусор убирать...

– Ну, железо потаскать, с метелкой по цеху пройти – это и нам приходится, – спокойно признаются Володя Панченко и Коля Дьяченко, новички бригады Самокиша. И тут же вскидываются, словно почувствовав подвох: – Ну и что же?! У нас все это вместе делают, если надо. И даже Дмитрий Иванович сам...

V. Комсомол

Вот уже четыре года Днепропетровский обком комсомола проводит каждую осень проверки использования и закрепления выпускников профтехучилищ на предприятиях области. О некоторых итогах этой серьезной и масштабной работы рассказывает первый секретарь обкома Иван Сохань:

– Прошло время, когда училище могло считать свою задачу хорошо выполненной, просто научив парня или девушку специальности. Сейчас этого явно недостаточно. Сейчас нужно готовить каждого учащегося на определенное рабочее место, чтобы он заранее знал его, чтобы он знал свою бригаду, чем она живет, чем занимается, чего она ждет именно от него, выпускника училища такого-то.

Что для этого нужно? Совершенствовать взаимоотношения предприятий и училищ. Если же ребята просто учатся, не зная своего базового предприятия, плохо представляя себе реальную работу по избранной специальности, то можно говорить, что тут предприятие и училище совместно закладывают основу будущей текучести кадров.

Важнейшее звено подготовки молодых рабочих – производственная практика. Именно здесь истоки многих бед и обид выпускников. Часто же на предприятиях практика проводится из рук вон плохо, потому что там не считают нужным серьезно готовиться к ней. Мало того, что такая практика ничего не дает ребятам, зачастую она еще и отталкивает, отпугивает их от профессии,.

Но вот выпускник пришел на завод. От кого зависит, какой будет его рабочая смена? От руководителей предприятия? Сейчас среди них вряд ли найдешь такого, кто не понимал бы всей важности и необходимости работы с молодежью. По поводу этой работы отдается много прекрасных приказов и распоряжений, но делать ее в первую очередь должны мастера, бригадиры. Ведь именно они распределяют работу, подбирают наставников. Они же должны учить молодых мастерству. И вот тут-то зачастую обнаруживаются провалы. Люди, к которым молодые обращаются за помощью, не способны или не хотят «возиться» с молодежью...

Успешному ходу рейда днепропетровских комсомольцев помогало то, что участники его были людьми заинтересованными – в рейдовые бригады, например, обязательно включались комсомольские работники профтехучилищ, которые, понятно, активно болели за своих выпускников.

Один конкретный пример результативности рейда.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены