Новая рубрика

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1368, май 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Творческая педагогика

«Педагогическая поэма» – так назвал Антон Семенович Макаренко свое серьезнейшее прозаическое произведение. И нам вовсе не представляются несопоставимыми сразу три ручья, может быть, точнее сказать – истока или еще точнее – потока, сливающихся в педагогике: научный, поэтический и прозаический. Да, педагогика – это наука. Но наука о воспитании. А есть ли что-нибудь поэтичнее – выше самой высокой поэзии – воспитания, создания, формирования человека и гражданина? И есть ли что-нибудь более трудное, нежели каждодневное, я бы сказал, каждочасное влияние на это формирование личности, влияние примером, словом и делом в ходе тех самых наших будней, что почему-то принято называть прозаическими буднями, и с чем можно согласиться лишь при условии, что эти будни сродни высокой прозе художника-литератора?

О чем бьется ум людской раньше всего? О жизни доброй и праведной. О человеке – каким он был, каков он есть, каким он станет. И о том, конечно же, как воспитать хорошего, доброго, разумного гражданина будущих дней. Как воспитать сегодня человека завтрашней жизни.

Не правда ли, высокая эта мысль очень педагогична? В ней чаяния родителей о детях, в ней мечта борцов о лучшем будущем. Применительно к нашей жизни и нашему обществу мысль эта означает чрезвычайно конкретное и очень точное: коммунистическое воспитание личности.

Построить столь социально масштабное явление, как коммунизм, Владимир Ильич Ленин считал возможным, лишь «умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу (он говорил это, обращаясь к молодым. – А. Л.) непосредственную работу...».

Творческая педагогика. Называя так нашу новую рубрику, мы предполагаем публиковать именно такие материалы, в которых рассказывается о непосредственной работе по воспитанию подрастающего поколения. Ведь это и есть педагогика. А творческой мы определили ее потому, что убеждены: жизнеспособность педагогики как науки практической, а не только теоретической обеспечивается не тем, будет ли она лучше или хуже опираться на заученные формулы, рецепты и предписания, – обеспечивается постоянным, повторю, каждочасным, творческим поиском средств, методов и форм воздействия на формирование юной личности.

Душа юного гражданина открыта для восприятия всего нового, светлого, красивого, интересного. Стремление к познанию, восприимчивость к героике, будь то героика прошлого, истории нашего Отечества или героике настоящего, сегодняшнего дня, мечта найти не только пример для подражания, но и конкретное дело для себя – вот те черты юного человека, которые обязана учитывать педагогика практическая и, значит, творческая. Одновременно

оградить восприимчивые, порой ранимые души наших юных граждан от воздействия грубых, недобрых сил – и это не менее важная задача творческой педагогики.

Средства, методы и формы ее поистине многообразны, многолики. И должны быть, убежден, всеохватны. Можно увлечь юных спортом или рисованием, танцами или техникой, но при этом не выйти за рамки того или иного увлечения и, желая таким образом сделать доброе дело, фактически способствовать формированию ограниченной узкими интересами личности. А можно – и нужно! – во всем и всегда, в педагогике прежде всего, стремиться к гармонии, ибо только гармонически развитая личность явится высшим достижением и высшей гордостью подлинного педагога-творца.

Мы надеемся, что материалы новой рубрики «Творческая педагогика» в полной мере раскроют ее идею гармоничного воспитания юного поколения. Надеемся услышать и голос читателей в письмах-откликах, а еще лучше – в письмах-рассказах о том, что и как делается в вашем городе или селе, какие клубы, кружки, трудовые отряды, тимуровские, музыкальные, спортивные объединения созданы энтузиастами у вас. Педагогика – это вовсе не обязательно профессия. Мы даже уверены, что это прежде всего призвание.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Во 2-м номере читайте об одном из самых противоречивых и загадочных монархов в  российской истории Александре I, об очень непростой жизни и творчестве Федора Михайловича Достоевского, о литераторе, мемуаристе, музыкальном деятеле, переводчике и  близком друге Пушкина Николае Борисовиче Голицыне, о творчестве выдающегося чехословацкого режиссера Милоша Формана, чья картина  «Пролетая над гнездом кукушки» стала  культовой. окончание детектива Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Агитпоезд

Лирический репортаж