- А кто здесь жизнью моря интересуется?
- Живёт со мной бывший морячок один. С Тихоокеанского. Он меня просвещает в морском деле, я его - по технике.
Горбик помолчал. Закурил.
- К технике я душой прирос, на всю жизнь полюбил... С радостью поехал на Волго-Дон. Там обучили меня. Дали машину. Очень хорошая машина - скрепер. Народ не жалеет техники для своих строек. Ну, конечно, мы старались не остаться в долгу. Неплохо поработали на канале. Машину я берёг больше всего. Потом работы на Волго-Доне закончились, и комсомол послал меня в Каховку...
Скреперист встал, надел соломенную шляпу в предложил мне посмотреть, как работает его скрепер.
- Миша, наверное, уже заскучал там. Надо навестить, - сказал Сергей, закрывая дверь.
Миша Жидель - сменщик Сергея и хороший его товарищ. Горбик обучил его искусству управлять скрепером и взял к себе в напарники. Сейчас на стройке считают молодых скреперистов машины № 67 одним из лучших комсомольских экипажей.
По дороге я расспрашивал Сергея о бытовых условиях, не надоела ли ему жить в квартире-вагоне.
- Мы, строители, народ привычный, - ответил Сергей. - А вот дождусь жену, переселимся в новый дом. За этим дело не станет.
Когда мы подходили к будущему стадиону, Горбик ещё издали узнал свою машину и показал её мне. Развернувшись на песчаной развороченной земле, скрепер набирал грунт. Потом, содрогаясь и грохоча, медленно пополз на гусеницах к откосу. Из кабины выглянуло мальчишеское лицо. Миша Жидель заметил своего товарища, вскинул светлый, полинявший чуб и весь как-то приосанился. По едва заметным движениям можно было понять, что Миша обрадовался приходу товарища и стал строже, деловитой. Поравнявшись с нами, машина остановилась. Чумазый, запылённый скреперист улыбнулся и пригласил в кабину. Хотя сиденье и было рассчитано на трёх человек, всем нам было тесно. Мне приходилось то и дело перемещаться с места на место, чтобы дать возможность скреперисту управлять механизмами. В грохоте и шуме мотора я не мог слышать, о чём говорили товарищи, но лица их были озабочены.
Скреперы насыпали четвёртый откос стадиона, три других были разрознены и имели уже вид трибун. Проходы, правда, были ещё не асфальтированы, а лишь выложены мелким камнем. Вместо скамеек пока ещё стояли выструганные деревянные свайки. Футбольная площадка выкладывалась дёрном, который подвозили на самосвалах с днепровского берега. И уже легко можно было представить, как на этом молодом поле скреперист Сергей Горбик ведёт мяч к воротам «противника: ", защищая спортивную честь механизаторов великой стройки. Посмотрел я на скрепериста, задумчиво стоявшего на каменной дорожке восточной трибуны, и мне показалось, что он мечтает о том же самом. На память пришли слова восторженного сотрудника «Всенародной стройки»: «Есть, почти есть новый Каховский стадион!»
Здесь, на восточной трибуне, мы расстались с Сергеем Горбиком.
- До встречи, - оказал он, - если не здесь, то где-нибудь на новой стройке.
И этот, подумал я, в самый разгар работ уже мечтает о новых стройках.
Если земснаряд «Онега» имеет вид океанского парохода, то электрический земснаряд издали напоминает плавучий завод. Над его высоким гранёным корпусом свинцового цвета поднимаются к небу, как заводские трубы, две сваи - одна чуть пониже другой.
Загорелый матрос на шлюпке перевёз меня на борт земснаряда и провёл по лестнице наверх. В небольшой комнате за столом, склонившись над разграфлённой таблицей, сидел начальник земснаряда Михаил Сироткин. Поднявшись из-за стола, он весело ответил на приветствие. Среди мерного и неумолчного гула моторов я долго не мог привыкнуть к мысли, что передо мной начальник, да ещё такой машины, которая одна потребляет электроэнергию пяти - шести средних межколхозных гидростанций. Худощавый, востроносый, с расстегнутым воротам ситцевой рубашки, Сироткин казался мне типичным студентом-практикантом. Он был как раз в той поре начинающего производственника, когда ещё сильно желание отметить себя печатью избранной профессии. Трудно было объяснить чем-либо иным огромные резиновые сапоги гидромеханизатора, которые не без гордости носил Михаил Сироткин.
Начальник земснаряда! «500-60 № 1» охотно рассказал о себе, о своей интересной работе. Михаил Сироткин действительно только в прошлом году сошёл со студенческой скамьи. С группой однокурсников по Московскому высшему техническому училищу имени Баумана он прошёл производственную практику на Волго-Доне, успешно защитил диплом и в качестве молодого инженера был послан на строительство Каховской ГЭС. Работал здесь мастерам опытного намыва, а в конце мая вместе со своим земснарядом, который монтировался в Запорожье, прибыл в забой.
- Сегодня ночью, - сказал Михаил, - мы вошли в котлован будущего шлюза.
Было видно, что это обстоятельство волновало Сироткина больше всего. Если до этого земснаряд Сироткина намывал резервный грунт для нужд строительства, то с нынешнего дня ответственность возросла. Вместе с этим возросла и честь экипажа землесоса.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.