Николай Зимятов

Сергей Шачин| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Спортивный автограф

Хотите помериться силами с «королем лыж» — четырехкратным олимпийским чемпионом Николаем Зимятовым? Приезжайте в первое воскресенье апреля в деревню Голозино Истринского района Московской области. Здесь, в поросших лесом оврагах, где снег держится дольше, чем в иных местах, проходит весенняя «лыжня Зимятова». Стартуют все желающие. Обычно в этих соревнованиях участвует и сам Зимятов. А затем он же награждает победителей.

Впервые состязания в Головине состоялись весной 1980 года — вскоре после того, как Николай вернулся из олимпийского Лейк-Плэсида. Там, у подножия горы Ван Ховенберг, он трижды поднимался на высшую ступеньку пьедестала, за что и был провозглашен «королем лыж». Прежде такого титула за выдающиеся успехи удостаивались финские гонщики Вейкко Хаккулинен и Эро Мянтюранта, швед Сикстен Ернберг и советский спортсмен Вячеслав Веденин. Но никому из них не удавалось завоевать на одной Олимпиаде три золотые медали.

Кстати, именно пример Веденина и вдохновил в свое время Николая на штурм спортивных высот. В детстве он особыми физическими данными не выделялся. Правда, был повыносливее сверстников, но в силе им уступал. Жили Зимятовы в поселке Румянцеве и в ДЮСШ в соседнем селе Новопетровском Коля записался только потому, что хотел чем-нибудь занять свободное время. О громких победах он тогда даже и не мечтал — считал, что олимпийские чемпионы вылеплены из другого теста.

Прочитанная в газете беседа с Вячеславом Ведениным перевернула его представления о своем месте в спорте. Николай только диву давался, как много между ними было общего. Оказалось, что и Веденин родом из среднерусской деревни. И его поставил на лыжи не какой-то знаменитый тренер, а школьный учитель физкультуры. До шестого класса будущий герой Олимпи-ады-72 тоже не отличался богатырским здоровьем. В разговоре с журналистом Веденин утверждал, что лыжный спорт особенно подходит для деревенских ребят, которые в большинстве своем уже сызмальства приучены к нелегкому физическому труду и неблизким пешим переходам. А коли так, подумал Коля, то почему бы и ему не попробовать сравняться со знаменитыми асами лыжни?

Первый тренер Николая Алексей Иванович Холостов вспоминает:

— Зимятов начал тренироваться поздновато — учась в девятом классе. Я нарочно выдал ему старенькие лыжи и ботинки — хотел посмотреть, зачем он пришел в ДЮСШ: трудиться или просто пофорсить в «мастерской» амуниции? Мама Николая рассказывала, что он тогда целую ночь старательно приводил полученный инвентарь в порядок. А потом не раз показывал на тех лыжчонках вполне приличные результаты.

На следующую зиму Зимятов обошел всех наших прежних лидеров. Силенок ему по-прежнему недоставало, зато тер- пения, трудолюбия и упорства было предостаточно. Взявшись за дело, он уже не отступал. Повез я его однажды запасным на областные соревнования в Звенигород. Там наш тогдашний первый номер Слава Полунин перед самым стартом сильно простудился. Пришлось выставлять Зимятова. Он сказал: «Не беспокойтесь, не подведу!» И показал третий результат — и это на первых в жизни серьезных состязаниях! Попал в сборную области, а через год стал чемпионом Российской Федерации среди молодых сельских лыжников. Так открылась его «золотая» лыжня.

Спорт начинается с самопреодоления. В этом Зимятов убеждался уже не раз. Раньше его мучили простуды. Порой они вынуждали пропускать очень важные старты. В 1978 году, выиграв серебряную медаль на чемпионате мирав Лахти и поняв, что после этого ему открывается путь в олимпийскую сборную, Николай решил: нужно по-настоящему браться за закалку. И начал каждый день купаться в речке с ранней весны до поздней осени, хотя и не был особенно охоч до плавания.

На Олимпиаде-80 Зимятов поразил соперников твердостью характера. Трасса в Лейк-Плзсиде была очень сложной: затяжные подъема коварные крутые спуски.

Без конца капризничала погода. Но Николай любит именно такие тяжелые, изматывающие гонки, сполна проверяющие у спортсмена не только силу мышц, но и силу духа. В умении пересиливать себя он вряд ли кому-нибудь уступит. Поэтому, наверное, и спасовали перед этим по-юношески стройным, гибким парнем из Подмосковья могучие скандинавские гонщики. Более трех минут выиграл тогда Зимятов в пятидесятикилометровом марафоне у двухметрового гиганта из Финляндии Юхи Мието. Случай, доселе небывалый в олимпийских лыжных гонках. А потом для «короля лыж» начались трудные дни и месяцы. Два года после Олимпиады-80 он не мог по-настоящему тренироваться. Давала себя знать усталость — и физическая, и моральная. Зимой 1983-го Николай решил: нужно встряхнуться, взять себя в руки. На старте нового олимпийского сезона он выиграл подряд шесть крупных соревнований и был вновь включен в сборную. А в Сараево — единственный из наших лыжников — завоевал золотую медаль. Захватив лидерство уже на старте тридцатикилометровой дистанции, он, считавшийся в двадцать девять лет ветераном, так и не дал приблизиться к себе лучшему шведскому гонщику, будущему двукратному олимпийскому чемпиону Гунде Свану. Шагнув за финишную черту, швед, обессиленный, упал на снег, не показал только третье время. Вот какой была эта гонка.

Свой олимпийский стартовый номер Николай подарил ребятам из родной Новопетровской ДЮСШ. В свое село он приезжает каждую весну, чтобы провести «лыжню Зимятова» и побывать на традиционной встрече воспитанников Алексея Ивановича Холостова, который вот уже девятнадцать лет тренирует юных сельских лыжников. По дороге чемпион обязательно заворачивает на день-другой в Румянцево — помочь родителям по хозяйству.

Лыжня, проложенная от деревенской околицы, вывела Зимятова в четырехкратные олимпийские чемпионы. Но сам «король лыж» считает, что спорт — это всего лишь испытание сил в начале жизненного пути. Не так давно Николай окончил Московский областной институт физкультуры и теперь намерен заняться спортивной педагогикой. А взявшись за дело, он уже не отступает.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Веселое серьезное кино

Почему мы так любим музыкальные фильмы? Только ли за музыку и песни?

Доверие

24 февраля — выборы в верховные советы союзных республик и местные советы народных депутатов

Автомобиль и электричество

Наука — техника — прогресс