Незаконные виражи

Леонид Репин| опубликовано в номере №1409, февраль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мопедные соревнования в Апе

В небольшом опрятном латвийском городке Апе, что стоит почти на границе с Эстонией, шел мелкий осенний дождь.

В штабе соревнований бросился в глаза красочный плакат с энергичными словами: «Золотой мопед» — техническое творчество, безопасность движения, помощник в выборе профессии! Команду «Золотого мопеда» — каждой школе, каждому микрорайону!

Рижские мопеды — мопеды победителей. Чуть позже я увидел мини-мотодром — двухкилометровую облегченную трассу для мопедных соревнований подростков, построенную с помощью энтузиастов Алуксненского района на бросовых землях, увидел и самих юных мопедистов, «разминающих» своих железных «коньков-горбунков». Они явно гордились грязью на сапогах и лицах, уверенной посадкой в седле и высокими оборотами двигателей.

Что же это за «рыцарский» турнир, ставший (а это факт!) столь привлекательным сегодня для сотен молодых гонщиков? Это дружеские традиционные соревнования подростковых команд, представляющих первичные организации ДОСААФ из Латвии и других городов страны.

А начало было такое. Еще в шестидесятых годах завод «Саркана звайгзне» решил проводить подростковые соревнования на выпускаемых предприятием мопедах. К этому пришли не только и не столько из соображений рекламы продукции и сбора информации о ее надежности

А. Бриедис, тогда инженер завода, вместе со своими товарищами по добровольной народной дружине во время рейдов и дежурств по Пролетарскому району Риги, где находится «Саркана звайгзне», был не раз свидетелем подросткового озорства, порой граничащего с хулиганством. Но те же подростки с завистью смотрели на своих сверстников, лихо гоняющих на мопедах по улицам города, они же за двухминутное удовольствие — прокатиться пассажиром — дружно помогали ремонтировать испортившиеся машины. Налицо интерес к технике, да еще какой!

Вот тогда-то энтузиасты и решили создать при заводском комитете ДОСААФ мопедную секцию. Пригласили всех желающих. И в первую очередь тех, кто доставлял дружинникам больше всего хлопот. Начали с изучения мехчасти, с отработки основных навыков вождения. Забегая вперед, скажу, что для многих членов секции той поры, сегодня уже вполне взрослых людей, их судьба определилась именно благодаря пристрастию к технике. Спустя годы они пришли на завод уже в качестве рабочих и инженеров и успешно трудятся в цехах «Саркана звайгзне» сегодня. И все-таки до 1969 года был период, если можно так сказать, «подпольного» детского мотоспорта, поскольку никакими официальными правилами соревнования не регламентировались. Но вот правила издали, установив возрастной ценз для юных участников соревнований — 14 лет. Одно время снизили было этот ценз до 12, но вскоре вновь подняли до 13 лет. А жизнь тем временем идет, турнир «Золотой мопед» хотя и проводится как республиканский уже десять лет, фактически стал всесоюзным смотром подросткового мотоспорта: на соревнования в Апе собрались юные спортсмены из Обнинска, Коврова, Владимира, Тюмени, Свердловска, Курска, Николаева, Красного-на-Волге, Мурманска...

У турнира высочайшие акции среди ребят. Еще бы, ведь они, не получив паспорта и водительского удостоверения, уже участвуют в соревнованиях такого ранга! И вместе с тем вся судейская коллегия, все организаторы этих соревнований ходят в «ореоле» правонарушителей...

Дело в том, что в существующих правилах мотосоревнований оговорено, что к состязаниям на мопедах допускаются лишь мальчики, достигшие возраста 14 лет. По тем же правилам они должны представить свидетельство о рождении, разрешение родителей и школы и справку об окончании курса вождения мотоцикла. Но эти правила находятся в противоречии с другими, тоже действующими, по которым в автомотошколы подростков, не достигших 16-летнего возраста, не принимают. И даже если юный гонщик, заплатив деньги (и немалые), все же пройдет правдами-неправдами курс обучения, то справку об окончании курса он не может получить по возрасту...

Судьи подростковых соревнований допускают к стартам подростков без справки из автомотошколы. Это первое «преступление». Другое — нарушение возрастного ценза, предусмотренного правилами. Официально ЦК ДОСААФ снижать его не хочет, и получается, что спортивные судьи действуют на свой страх и риск. Но вот парадокс — когда нужно рапортовать перед высокими инстанциями о работе среди подростков или отчитываться о развитии подросткового спорта, про тех же судей и организаторов «Золотого мопеда» говорят: «Молодцы!»

Вот и получается, что сотни мальчишек уже много лет закладывают незаконные виражи. А над инициативными людьми, заинтересованными в том, чтобы отвлечь мальчишек от уличного лоботрясничества. привить им технические навыки, висит грозовое облако...

Позиция ЦК ДОСААФ СССР такова: вопрос о возможности участия в секциях и соревнованиях мальчиков требует дополнительного тщательного изучения. При этом высказывалось пожелание провести на базе какого-либо научно-исследовательского института серию медико-биологических и педагогических обследований участников соревнований, чтобы определить, возможно ли допускать школьников к состязаниям...

А ребята меж тем продолжают с удовольствием тренироваться, соревноваться, получать призы, взрослые спортивные разряды...

Потому что, с их точки зрения, как и с точки зрения организаторов состязаний, оснований для беспокойства нет. Их аргументы могли бы звучать примерно так: «Дяденьки, ведь вы не можете не знать, что мы придумали мягкие, безопасные пластмассовые крылья для мопедов и мотовелосипедов, что мы, занимаясь техническим творчеством, усовершенствовали рессоры и двигатели, мы знаем назубок правила дорожного движения, а судейская коллегия не допускает нас до соревнований без мотошлема, мотоочков, без прочной одежды и обуви... Ну, пересмотрите вы устаревшие правила и разрешите официально участвовать нам в соревнованиях... Тем более, что за 25 лет не было ни одного серьезного несчастного случая с нами. К тому же картингом ведь разрешается заниматься с девятилетнего возраста».

Добавим, что тех же гимнасток начинают сегодня тренировать чуть ли не с пяти лет, а этот спорт, по мнению специалистов, ничуть не безопасней мопедного.

Минздрав республики полностью поддерживает организаторов соревнований, медиков не смущает возраст мотолюбителей. Врачи отмечают, что вовлечение школьников в занятия мотоспортом, проведение соревнований позволили снизить детский транспортный травматизм на 15 процентов. Позиция латвийских медиков как будто предельно ясна. Они за снижение возрастного ценза юных участников соревнований до 10 лет. Но Федерация мотоспорта СССР иного мнения. По правилам мотосоревнований мопеды с рабочим объемом двигателя свыше 49,8 кубического сантиметра относятся к классу мотоциклов, следовательно, в состязаниях на них могут принимать участие подростки только старше 14 лет. На мопедах и мотовелосипедах с меньшим рабочим объемом двигателя могут соревноваться подростки моложе 14 лет, поскольку эти машины к мотоциклам не относятся и соревнования на них действующими правилами не регламентируются, но они могут проводиться только как республиканские...

В то же время в Англии еще в 1975 году были утверждены следующие возрастные категории юных гонщиков: юниоры 6 — 10 лет — класс двигателей 80 кубических сантиметров, возраст 11 — 12 лет — 100 кубических сантиметров, 13 — 15 лет — 125, «знатоки» 15 — 17 лет — 175.

В Японии моторизация мальчишек начинается с 4 лет (класс специальных двигателей — в 35 кубических сантиметров), в США — с 9 лет, в Австралии — с 9 лет...

Памятуя, что по мотоспорту наши взрослые гонщики на международных соревнованиях часто не в числе первых, хочу напомнить, что Дейв Биккер (Англия), двукратный чемпион мира, начал ездить с 9 лет, Торсен Халльман (Швеция), трехкратный чемпион мира, — с 10 лет, а наш экс-чемпион мира Геннадий Моисеев — с 12 лет...

Но вернемся в Апе. Четко и организованно, на заранее отведенном месте размещаются автомашины с кроссовой техникой, автобусы участников, разбиваются палатки, натягиваются тенты.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Плата за скуку

Куда приводит подростков алкоголь

Ахматова

130 лет назад, 23 июня 1889 года родилась Анна Ахматова