Неповторимость

Сабир Адылов| опубликовано в номере №1188, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Думая о том, как будет выглядеть Ташкент завтрашнего дня, мы исходили из того, естественно, что индустриальные методы строительства – единственно возможная формула решения жилищной проблемы. Это аксиома. Как и другое: типовая застройка часто, слишком часто вносит в портрет самых разных, далеких друг от друга городов назойливые штампы, стереотипы. Дом, похожий на дом, – это не идеал архитектора. Что же сказать о кварталах одинаковых домов! Право же, только как с вынужденной необходимостью можно было какое-то время мириться с тем, что на севере и юге, западе и востоке гигантской нашей страны появлялись кварталы-близнецы, лишенные каких-либо собственных отличительных признаков. Сегодня мы не только имеем возможность – мы обязаны строить иначе.

Ни одному разумному, человеку не придет в наше время в голову ратовать за перегрузку жилых или административных зданий всевозможными нагромождениями архаичных колоннад, причудливых лепных украшений, дорогостоящих скульптурных композиций и прочими атрибутами архитектурного младенчества, когда функциональность уходит на задний план, а то и безоговорочно капитулирует перед нарочитой помпезностью. Но разве можем мы утверждать, что потенциал творческих возможностей, которые открывает сотрудничество художника и строителя, исчерпан?

Люди строят город. Но город, в свою очередь, формирует людей. Вспомним ленинскую идею монументальной пропаганды. Создать здания, ансамбли, памятники, которые наполняли бы душу гордостью за социалистическую Родину. Добиться того, чтобы самые юные жители получали уроки гражданского и эстетического воспитания на улицах родного города. Ответственная и благородная задача.

Генеральный план застройки Ташкента датирован 1968 годом и предусматривает развитие города до 2000 года. Оговорюсь сразу, что план – не застывшая догма, архитектурная и инженерная мысль не стоит на месте, и время подсказывает новые и новые решения, еще вчера казавшиеся нереальными. Тем не менее можно утверждать, что основные контуры будущего Ташкента определились. 73 объекта, строительство которых продолжается обычно по семь – десять лет, уже сданы. 10 таких объектов строится. Новый центр Ташкента в основных своих элементах сложился.

Это не было результатом «келейной» работы узкой группы архитекторов. Партийная организация республики постоянно уделяла и уделяет строительству Ташкента пристальное и заинтересованное внимание. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Ш. Р. Рашидов, руководители республики создали атмосферу делового и творческого диалога по всем проблемам возрождения Ташкента. Самое широкое участие в дискуссии о будущем нашего города приняла общественность республики. Сколько живых импульсов дало, к примеру, обсуждение статьи «Каким быть центру Ташкента», опубликованной на страницах «Правды Востока»! Авторы статьи, знатные люди республики, в числе которых строитель, депутат Верховного Совета СССР X. Бохадыров, профессор Г. А. Пугаченкова, народный художник "Узбекской ССР Л. Абдуллаев и другие, писали в редакцию: «...Мы призываем тех, от кого зависит будущий облик Ташкента, – архитекторов, художников, строителей, руководителей строительной индустрии: сделайте все, чтобы в веках стоял неповторимый Ташкент, город, достойный своего имени, своей славы»

В обсуждении проектов центра Ташкента активное участие принимали Союз архитекторов СССР, Центральный научно-исследовательский институт градостроительства, ведущие архитекторы Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик. Ташкентцы глубоко признательны им.

Мы предполагали, что к 1980 году в Ташкенте будет около полутора миллионов жителей. Как оказалось, ошиблись. Уже сегодня в адресной книге города – 1 миллион 750 тысяч человек. Нужно исходить из того, что где-то в начале следующего десятилетия численность населения перешагнет черту в 2 миллиона. Эти подсчеты – уточненные и скорректированные – легли на чашу весов, когда мы определяли характер застройки, в частности проблему этажности. Сегодня мы планируем и строим в Ташкенте жилые дома в основном в девять этажей. Для наших конкретных условий это оптимальный вариант.

Существует множество фантастических проектов городов будущего, тех, которые появятся на нашей планете лет, скажем, через сто. Иные проекты блещут оригинальностью и новизной. И почти все они предусматривают рост городов ввысь. Жилые дома предлагается делать высотой в шестьдесят, восемьдесят этажей, а то и выше. Тенденция «вверх» представляется закономерной, если, конечно, ее не доводить до абсурда. И дело не только в том, что идет борьба за каждый «пятачок» земли. Если вернуться к проблемам эстетики, то нельзя не признать, что высотные здания, несомненно, делают более выразительным и впечатляющим силуэт города, они взрывают» ту одинаковость, которой часто грешит современный городской ландшафт. Важное место заняли высотные дома и в ансамблях нового Ташкента. 20-этажное здание на площади имени В. И. Ленина, 17-этажная гостиница Узбекистан», редакционно-издательский корпус – без них уже не мыслится город. Как и без тех четырех высотных комплексов, которые сегодня строятся и проектируются, – городского вычислительного центра, библиотеки имени Алишера Навои на 10 миллионов томов, крупнейшей гостиницы, Дома проектных организаций. И все же, размышляя о перспективах Ташкента, мы, думается, должны отказаться от высотной гигантомании. И через несколько десятков лет, по-видимому, будет нецелесообразно строить в нашем городе сооружения, этажность которых исчислялась бы многими десятками. Сейсмичность нашей зоны настолько удорожает стоимость постройки сверхвысоких зданий, что любым неуемным полетам воображения ставится разумный предел.

Вот вширь Ташкент будет расти. Сегодня его площадь – 25 тысяч гектаров. По генеральному плану площадь Ташкента 2000 года составит около 35 тысяч гектаров. Десять лет назад в Ташкенте строили в год 250 – 300 тысяч квадратных метров жилья, сейчас – около 800 тысяч. При этом нашей главной заботой остается качество. Качество во всех звеньях – в планировочных решениях, в прочности зданий, в их отделке, в компоновке квартир. Значительно увеличатся зоны отдыха – парки, скверы. Широкая полоса зелени отделит промышленные объекты от жилых кварталов.

Масштабы Ташкента сегодняшнего и завтрашнего дня определили важный пункт в наших проектах: строительство метрополитена. Над первой очередью протяженностью в 12,2 километра уже ведется работа. Ташкентское метро, седьмое в Советском Союзе, – ударная стройка комсомола республики. Коммунисты и комсомольцы стройки выступили с патриотической инициативой – сдать первую очередь метро к 60-летию Великого Октября.

Только за первые шесть месяцев этого года 440 юношей и девушек с комсомольскими путевками в руках пришли на постоянную работу в подразделения треста «Ташметрострой». На строительстве метро провели трудовой семестр более 600 бойцов студенческих отрядов. Только за половину текущего года комсомольско-молодежные коллективы безвозмездно отработали 10 500 человеко-дней. В ходе ударного месячника «Комсомольский металл – ташкентскому метро» было собрано 690 тонн металлолома. И последняя цифра: в 1976 году 500 выпускников средних школ влились в ряды строителей метрополитена.

Ударная стройка комсомола... Как показывает опыт, это гарантия того, что все будет сделано досрочно и на высоком уровне. Сейчас в Ташкенте трудятся 22 тысячи молодых строителей, создано 105 комсомольско-молодежных коллективов, из них 13 работают по методу знатного строителя бригадира Николая Злобина. Доброе имя у молодых бригадиров Василия Волкова, Бохадыра Шукурова, Валерия Тимошенко, Нармурада Бабаярова – победителей социалистического соревнования. Горком комсомола вместе со строительными организациями города проводит ежегодно конкурсы по шести строительным профессиям – каменщиков, штукатуров и др. Польза несомненная: работа лучших – это прежде всего урок эффективности и качества, урок, важный для широкого круга их товарищей по профессии.

Не берусь вычислять средний возраст тех, кто создавал и создает новый Ташкент, но одно бесспорно: и на строительных площадках и в архитектурных мастерских уверенно чувствует себя молодежь. И мы делаем все, чтобы открыть творчеству молодых самый широкий простор. Вот характерный пример. В «Ташгипрогор» пришла студентка-дипломница Т. Меметова. Ее дипломный проект оказался настолько интересным, что было решено дать ему «путевку в жизнь» – использовать для строительства инженерно-технического корпуса завода «Таштекстильмаш». Или другой пример. Станция метро «Хамза» оформляется по проекту молодого архитектора Г. Чернова, победившего в конкурсе. Он представил предложение, сочетающее простоту и изящество с продуманностью эксплуатационных решений. Премии Ленинского комсомола Узбекистана удостоена работающая в Ташкенте молодая художница из Литвы Ирена Липене. Ее витраж «Солнце» интересно вписался в интерьер гостиницы «Узбекистан».

«Рука» нашей творческой молодежи – во многих удачных штрихах архитектурного портрета Ташкента. К ним я отнес бы традиционный в Узбекистане бирюзовый цвет, который мы не просто восстановили в правах, но и начали активно и прицельно использовать в строительстве как уникальных сооружений, так и типовых жилых домов. Еще находка – солнцезащитные решетки. Каждый, кто бывал в Ташкенте в знойные летние месяцы, знает, что это не архитектурная причуда. В изготовляемых индустриальным методом декоративных решетках типа «панджара» в убедительном единстве проступают функциональное начало и традиции национальной архитектуры.

Наш город жаркий. И, строя его, мы постоянно думали о том, что люди скажут спасибо за каждый квадратный метр летних помещений – лоджий, балконов, террас. Ташкент сегодня обеспечен водой на уровне среднесоюзной нормы – огромное благо для нашего города! И этим мы обязаны в первую очередь братской помощи строителей Москвы, которые не только поднимали из руин жилые кварталы, но и создали разветвленную сеть подземных коммуникаций. Словно праздничный салют в честь москвичей и других друзей Ташкента, ударили в небо фейерверки ташкентских фонтанов.

Строительство нового Ташкента дало мощный толчок развитию народных промыслов – керамики, майолики, резьбы по мрамору, дереву, ганчу. Великолепны работы народного мастера Махмуда Усманова и его учеников. Народное искусство переживает сегодня поистине вторую молодость. И не удивительно, что подготовкой мастеров завтрашнего дня занялись профтехучилища республики.

У городов, как и у людей, обязательно должны быть свои неповторимые черты. Сходство? Почему бы и нет. Но смотря какое. Однажды мы сравнили элегантную геометрию Елисейских полей Парижа с анфиладой ташкентских бульваров, сложившихся исторически и возникших вновь. И изумились неожиданному совпадению. С точностью почти до метра на кальке совпали пропорции чередования зелени и застройки. А ведь красота Елисейских полей хрестоматийно известна...

Десять лет – это по счету истории немного. Коренная реконструкция старого города еще предстоит. И здесь для нашей творческой молодежи, для всех нас – непочатый край работы. Сооружая новые ансамбли, мы стремимся к тому, чтобы бережно сохранить замечательные памятники национального зодчества, органически соединить с ними создаваемые вновь архитектурные комплексы.

Архитектуру называют застывшей музыкой. Мы хотим, чтобы ташкентская архитектурная симфония, которую мы «писали» с любовью и фантазией, доставляла радость людям, была им необходимой. Пусть простят меня за столь лирическую расшифровку задач градостроителя, но мне кажется, что сегодняшние успехи в области архитектуры и строительства неправильно было бы измерять одними квадратными метрами.

P. S. Я был в Москве, когда ТАСС передало сообщение из Ташкента, датированное 16 июля 1976 года. Вот его текст: «Сегодня в 10 часов 50 минут по московскому времени жители города ощутили колебания почвы силой около пяти баллов. Приборы сейсмостанции «Ташкент» зафиксировали эпицентр в черте города. Никаких разрушений нет».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Желтый дракон Цзяо

Роман. Продолжение. Начало в № 21