Неповторимость

Сабир Адылов| опубликовано в номере №1188, ноябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Архитектура – тоже летопись мира...»

Н. В. Гоголь

У сегодняшнего Ташкента два возраста: 2000 лет и 10 лет. И это не броская фраза, не звучный парадокс. Вот факт, который на первый взгляд кажется невероятным: за десять лет в Ташкенте построено столько же, сколько за всю прежнюю двухтысячелетнюю историю!

Но дело не только в количественных сравнениях. Последние годы в решающей степени изменили лицо Ташкента. Оно определяется сегодня современными планировочными решениями и архитектурными ансамблями, которые родились в минувшее десятилетие. В нынешнюю пятилетку ташкентские градостроители вступили, опираясь на опыт, имеющий принципиальное значение. Мы располагаем всеми возможностями, чтобы взять новые, повышенные рубежи эффективности и качества, определенные сегодняшним этапом экономического и общественного развития нашей Родины, рубежи, на которые нацелил XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза.

Как расшифровываются заглавные понятия десятой пятилетки – эффективность, качество – для нас, архитекторов, строителей, всех тех, кто создает проекты зданий, кварталов, городов и кто эти проекты реализует?

И в жизни людей и в жизни городов бывают события, которые заставляют начинать отсчет времени заново. Беда, которая пришла в столицу Узбекистана 26 апреля 1966 года, не предупреждала о себе. На циферблатах всех городских часов стрелки остановились в 5 часов 23 минуты, в мгновение, когда Ташкент потряс сильнейший удар землетрясения. Город лишился миллионов квадратных метров жилья. Были разрушены или сильно пострадали многие школы, больницы, библиотеки, магазины, кинотеатры, административные здания.

Ни один ташкентец не сможет забыть, как страна отнеслась к драме города. Уже через несколько часов после первого удара землетрясения в Ташкент прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев и Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Вместе с ними прилетели члены правительственной комиссии по ликвидации последствий землетрясения. В городе продолжались подземные толчки, а в это время вместе с неотложными мерами по оказанию помощи населению обсуждались планы будущей застройки – масштабной, яркой, отвечающей требованиям большого социалистического города последней четверти XX столетия.

Рядом со словом «драма» встало слово «подвиг». Как иначе оценить то, что произошло на ташкентской земле? Со всех концов вашей необъятной Родины приезжали строители – со своими материалами, оборудованием, машинами. На счет 170064 в Государственный банк переводили дневную зарплату коллективы уральских заводов, присылали свои такие дорогие рублевки ленинградские школьники.

Ташкент расширил географию всесоюзных ударных комсомольских строек. Мощный студенческий отряд «Дружба», строительные комсомольские отряды из всех союзных республик работали на самых трудных и ответственных участках великого многонационального «хашара» – так в узбекском народе называют стройку, когда соседи помогают друг ДРУГУ, когда всем миром сооружают дом.

Народный поэт Узбекистана Уйгун писал, выражая чувства всех ташкентцев:

Страны необозримой даль и близь

здесь встали рядом

славной

цели

ради,

и словно в каменном рукопожатье

навеки

руки братские слились

Вся страна строила Ташкент. Весь опыт отечественного градостроительства был щедро предоставлен нашему городу. В первые же дни после 26 апреля начала работу своеобразнейшая всесоюзная лаборатория архитектуры и градостроительства. Опытные мастера и талантливая молодежь из Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик привезли в Ташкент оригинальные идеи и смелые конструктивные решения, безудержную творческую фантазию и изобретательный инженерный расчет. Эпицентр землетрясения – район старой Кашгарки – еще представлял собой свалку строительного мусора, бульдозеры и танки со снятыми орудиями еще расчищали площадку для будущих строительных работ, а на наши ватманы уже ложились первые штрихи того Ташкента, каким городу предстояло стать

Был в нашем подходе к планированию нового Ташкента главный критерий, сомнений ни у кого не вызывавший: мы строим город для человека. Для советского человека. Он должен стать городом-другом, городом, где уютно жить, где люди не спешат укрыться за четырьмя стенами квартир, городом, в котором не докучливая и унылая монотонность, а богатство и разнообразие современных и традиционных архитектурных форм станут «несущей конструкцией», основой генерального плана.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены