Необычный рейс

А Кондахчан| опубликовано в номере №652, июль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мчится электропоезд. Мелькают полустанки, железнодорожные мосты...

Уже сгущаются сумерки, начинает накрапывать дождь. Управлять поездом становится труднее Машинист включает прожектор, и яркий луч света прорезает косую пелену дождя. Однообразные поля сменяются лесом. Дорога круто поворачивает, но график обязывает сохранять высокую скорость.

Машинист все время начеку. Он знает, что в пути могут возникнуть самые неожиданные препятствия. Так случилось и в этот рейс. Выезжая из-за поворота, машинист увидел автомашину, застрявшую на переезде, резко затормозил, но сила инерции продолжала двигать поезд вперед. Расстояние до машины с каждой секундой сокращалось. Поезд остановился буквально о нескольких метрах от машины. Взволнованный водитель вышел из кабины и... нет ни леса, ни автомашины. Перед ним лишь белое полотно киноэкрана, а описанная выше картина - это содержание учебно-тренировочного фильма, который демонстрировался на кино-тренажере перед молодым водителем в экспериментальной лаборатории Ленинградского дома техники железнодорожного транспорта.

В полуосвещенной комнате несколько молодых людей в форме железнодорожников ждут своей очереди для практической езды. Вот будущий машинист занимает место в кабине, проверяет аппаратуру. Инструктор в это время заряжает киноаппарат новой пленкой. Пленка снята из кабины водителя электропоезда. Ученик не знает заранее, по какой «дороге» ему придется вести поезд и какие задачи будут поставлены в пути следования. Кабина управления оборудована так же. как на настоящих поездах. Только перед водителем вместо стекла установлен экран.

Дается команда к отправлению. Машинист переводит контроллер в рабочее положение. Одновременно включается киноаппарат. На экране появляется картина, передающая в движении то, что видит машинист из окна кабины. Машинист имеет возможность развить любую скорость, производить торможение. Мотор электровагона действует синхронно с киноаппаратом, и если машинист, например, тормозит, то на экране скорость тоже замедляется.

Во время учебного рейса обучающийся постоянно находится под наблюдением преподавателя. На контрольном пульте, за которым сидит преподаватель, фиксируются все действия машиниста.

Вот снова вспыхивает окно-экран. Перед водителем проходит пересеченная местность. Поезд идет на большой скорости. Вдруг из-за бугра на полотно железной дороги выходит лошадь. Водитель сразу дает экстренное торможение...

Инструктор видит, что водитель допустил ошибку, - не сбавив скорость поезда, дал торможение. - выключает киноаппарат и делает замечание ученику. Тренировки продолжаются до тех пор, пока будущий машинист не научится безупречно управлять электропоездом.

Новая учебная установка - кинотренажер - сконструирована работником Октябрьской железной дороги инженером С М. Лявданскнм. Она дает возможность в условиях полной безопасности подготавливать высококвалифицированных молодых водителей электропоездов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены