Немеркнущие краски старины

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1272, май 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Все лучшее, чего достигло на протяжении веков русское деревянное зодчество, воплотил в себе Коломенский дворец. Украшенный затейливой резьбой, позолотой, расписанный ослепительными красками, он сверкал и искрился в любую пору года и, по словам иностранного посла, посетившего Коломенское в 1670 году, был «как драгоценная игрушка, точно только что вынутая из ларца».

Вообще говоря, послам при русском дворе мы во многом обязаны подробным описанием дворца. «Осьмое чудо» так поражало воображение иностранцев, что, нарушая традицию приема посольств в Грановитой палате Кремля, построив дворец, царь назначал аудиенции в Коломенском. Впрочем, были на то и другие, интимного свойства причины.

Дело в том, что русским царицам выходить к послам не позволял строго соблюдаемый с давних пор обычай, но время шло к перемене нравов, да и поглядеть «живого посла» царицам страсть как хотелось, тем более, что посольские приемы в те времена ставились и разыгрывались, как спектакли. Первой сподобиться этому зрелищу удалось Наталье Кирилловне, и событие оказалось, как видно, настолько значительным, что даже дату – 26 августа 1675 года – сохранила история.

В тот день принимал государь в Коломенском цесарское посольство. С аудиенц-залой покои царицы разделяла дверь, оказавшаяся в тот момент не плотно притворенной. Забавляясь на своей половине с маленьким сыном, царица видела всю церемонию. Дело, конечно, так бы и осталось тайной, не распахни маленький царевич дверь в залу... Царевичем, заметим однако, был будущий Петр I. Выходит, что впервые, трех лет от роду, и открыл реформатор России «окно в Европу», хотя и была это дверь Коломенского дворца!..

Позволим уж тут себе, раз к слову пришлось, и другую историческую догадку. Не с юности ли Петра пошла гулять в русском языке поговорка о коломенской версте? Ведь это отец его, Алексей Михайлович, велел поставить на Коломенской дороге верстовые столбы много длиннее обычных, и, рассказывают, тогда уже про молодого, но ростом завидного царевича говаривали втихомолку, что, дескать, вымахал тот с коломенскую версту.

Не одними, впрочем, историческими анекдотами оставил по себе Петр память в Коломенском. Здесь начал ломать он старую Русь. Первыми указами велел привозить в Коломенское не соколов тысячных – порох, свинец, ружья. С неодобрением и страхом глядели бородатые старики на странные игры юного царя, на дружбу его с иноземцами.

Не до собак, не до соколов было новому русскому царю, иная лежала на сердце забота...

И когда с Петром, по слову поэта, «померкла старая Москва», закатилась звезда Коломенского.

Закатилась, чтобы снова взойти в наши дни – музеем русской истории.

В октябре 1918 года ленинским декретом памятники старины были объявлены достоянием Республики. Народ бережно охраняет сокровищницу отечественной культуры.

И нынче сюда, в Коломенское, идут люди. Идут, чтобы сердцем прикоснуться к великой истории народа, чтобы в душе своей связать воедино день прошлый, настоящий и будущий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены