Неизвестный эскиз Врубеля

В Лидин| опубликовано в номере №691, март 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

М. А. Врубель любил русское народное творчество. Былины, легенды, поэтические предания - все это было близко ему и связано для него с могучим и вместе с тем глубоко лирическим образом русского народа. Неоднократно в различные периоды своей творческой жизни обращался он к изображению русских богатырей, к русским легендам и сказкам.

В 1896 году он создал для Нижегородской выставки панно, на котором изображен был Микула Селянинович, этот чудесный пахарь из северорусских былин. В былине о нем говорится, что богатырь Вольта не может повернуть сохи, оставленной Микулой в поле, а богатырь Святогор не может догнать на коне пешего Микулу Селяниновича; с образом Микулы связана для русского народа мечта о счастливом труде.

Кроме панно «Минула Селянинович», известны также эскиз Врубеля для панно, акварель и вариант акварели, относящиеся к тому же 1896 году. В 1898 году Врубель создает могучий образ «Богатыря», перекликающийся с образами трех васнецовских богатырей на распутье. Дородный всадник сидит на коне, как бы вобрав в себя богатырскую силу русского народа. Следует вспомнить также и такие глубоко лирические вещи Врубеля, как «Прощание Царя Морского с царевной Волховом» (1897), его декорации к «Царю Салтану» и особенно его майолику, почти целиком посвященную народным поэтическим образам: «Садко», «Волхова», «Снегурочка», «Купава», «Лель».

Мне удалось приобрести как - то один из эскизов Врубеля к «Микуле Селяниновичу». Я понес показать этот эскиз Илье Семеновичу Остроухову, известному художнику и знатоку живописи, бывшему в течение многих лет хранителем Третьяковской галереи. Остроухое взял из моих рук рисунок и почти растроганно сказал:

- Я знаю этот эскиз. Врубель рисовал его при мне в 1896 году, когда он создавал панно для Нижегородской выставки. - И Остроухое тут же на обороте рисунка обозначил дату и место написания этого эскиза.

Существует почти тождественный опубликованный в свое время эскиз; воспроизводимый ныне эскиз говорит о том, как часто Врубель возвращался к волновавшей его теме.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены