- Какой язык доступнее нам - науки или искусства?
Ответ ясен: искусства. Ведь язык искусства понятен людям всех наций. Еще в древности были созданы такие шедевры скульптуры и архитектуры, которые до сих пор восхищают людей.
Но есть люди, которые спят на симфонических концертах. И порой человек, имеющий высшее математическое образование, как слепой, стоит перед полотнами Врубеля или Серова. Зритель, впервые попавший в японский или китайский театр масок, ничего не может там понять. А другой зритель, не знающий даже английского языка, способен наслаждаться спектаклем английского театра.
Но язык искусства не так прост, как может показаться на первый взгляд. Чтобы понять его, неподготовленному человеку необходима квалифицированная помощь, добрый совет.
Именно таким хорошим советчиком и может служить недавно выпушенная книга «Что ты ищешь в искусстве?» Автор ее Я. Варшавский стремится помочь нам разобраться в этом сложном и чудесном мире.
Много издано у нас популярных (а чаще довольно примитивных) брошюр: «Как смотреть живопись», «Как слушать музыку» и т. п. Много и специальных изданий по искусству. Но почти нет книг, адресованных непосредственно слушателям народных университетов культуры.
Книга Я. Варшавского написана для них. И для тех, кто еще не пришел в эти университеты.
Она интересна и искушенным и неискушенным. Любителям музыки и живописи, театра и кино.
Эта книжка не о том, как слушать музыку или как смотреть живопись. Автор раскрывает смысл понятия художественного образа в искусстве. И отвечает на вопрос, поставленный в заглавии: что искать в искусстве. И еще об одном, очень важном, повествует книга: от ответственности зрителя, читателя, слушателя. Да - да, именно об ответственности. Потому что, оказывается, это не так уж просто - быть настоящим зрителем, настоящим слушателем, настоящим читателем.
Ведь зритель или слушатель тоже принимает участие в творчестве, когда смотрит картину или спектакль. Потому что он «сопереживает» с художником: ему «надо шагнуть навстречу художнику, настроиться на его «волну», постараться понять язык его образов». Именно это «сопереживание» и доставляет ему наслаждение.
В книге несколько глав: «Потери в зрительном зале», «Чего сердце не заметит...», «Завод, вырабатывающий счастье»... Написаны они интересно и читаются легко, хотя говорится в них о вещах очень серьезных, важных, достаточно сложных: о природе художественного обобщения, о соотношении правды и вымысла, о правде жизненной и художественной.
Вряд ли стоит в небольшой рецензии разбирать подробно, как отвечает автор на все эти вопросы. Об этом можно прочитать в книге. Важно сказать другое: Я. Варшавский написал об этом ясно, ярко и выразительно.
Вот глава «Потери в зрительном зале». Здесь автор приводит письма двух кинозрителей о фильмах «Высота» и «Коммунист». Фильмы пользуются большим и заслуженным успехом. А по мнению инженера С, картина «Коммунист» не имеет ничего общего с социалистическим реализмом, он считает, что герой ее Василий Губанов - духовно неинтересный человек.
Другой зритель возмущен картиной «Высота». «Оказывается, у нас в ходу физические способы воспитания, рабочие - верхолазы в жизни копируют буржуазные нравы! - возмущается он. - Наши законы о технике безопасности и охране труда безнаказанно нарушаются, следовательно, являются фикцией. По - моему, необходимо снять эту картину с экрана».
Нелепо? Смешно? Конечно.
Но почему эти зрители так неправильно оценили кинокартины? Может быть, они были к ним слишком требовательны?
- Нет, - отвечает автор книги, - как раз они очень нетребовательны к искусству.
Один хотел прописной морали. Не получил ее - и обиделся.
Другой требовал от картины, чтобы она что - то «отобразила», «показала», «откликнулась».
А картина не «отобразила». Характер героя оказался новым, непривычным, невиданным. И зритель возмутился.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.