Не обещай себе успеха

Таисия Беляева| опубликовано в номере №1260, ноябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Актер наделил своего героя благородством и обаянием. Он поднимает его над остальными, сознательно выделяя как лучшего из лучших. Успех молодого актера – свидетельство его гражданской и профессиональной зрелости.

С группой кинематографистов Игорь побывал на БАМе. Он встречался со своими сверстниками, молодыми строителями. Было много бесед, вопросов об искусстве, о работе актера и его планах, о Жене Столетове...

– Лучшие человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, активное отношение к жизни – всегда были присущи комсомольцам, – говорил Игорь, выступая перед строителями БАМа. – И в образе Жени Столетова я увидел именно эти качества. Именно их, как преемственные черты комсомольцев двадцатых годов и нынешних, хотелось мне отобразить в характере моего героя.

... – Знаете, на кого я хотел бы быть похожим? Вот мой любимый актер! – сказал как-то Игорь и показал на снимок Евгения Урбанского.

Неукротимый, вулканический темперамент, пронизанные страстью и гражданским пафосом кинообразы, созданные Урбанским, мужественная жизнь, святое служение искусству – все в нем импонирует Игорю. При всей своей внешней мягкости, деликатности, интеллигентности Костолевский и сам человек мужественный, решительный, целеустремленный. Это доказывает вся его творческая судьба, упорство в достижении цели, трезвая оценка своих поступков, одержимость в работе. Когда Игорь пролежал в снегу три часа ради единственного кадра, а потом шел пешком несколько километров в .лютый мороз до ближайшей станции, он знал только одно – ему нужно успеть сегодня на спектакль, в котором играл. Он успел.

В больницу с тяжелым простудным заболеванием лег, когда закончились съемки фильма «И это все о нем».

«Нельзя жить, если Ленский – самолюбивая «посредственность», – считал Женя Столетов, и Игорь, по-видимому, согласен с ним. В спектакле «Евгений Онегин», который готовит театр, Костолевскому поручена роль Ленского.

– Я очень обрадовался, когда мне предложили эту роль, – говорит Игорь. – Понимаете, все знают, как нужно играть Онегина. А вот как сыграть Ленского?

То, как он работает в театре, свидетельствует о стремлении актера выйти на вольный простор, не ограниченный рамками амплуа, жанров. Он рыцарски верен своему делу и служит ему беззаветно.

В театре ему доверены серьезные роли – Клим Самгин в сценической постановке романа М. Горького, Голубков в «Беге».

В спектакле «Чайка» он выступил в

роли Константина Треплева. Удалась или не удалась роль? – не всякий актер понимает это раньше критиков и зрителей. «Не сыграл я Треплева», – сокрушался Игорь вскоре после премьеры. Что ж, иной раз поражение учит большему, чем успех. Этот вывод сделал для себя молодой актер и еще раз убедился, что в театре есть преимущество перед кино: роль можно «доиграть», «доработать». Это он и делает.

Вскоре после премьеры «Чайки» зрители увидели Игоря Костолевского в телефильме «Безымянная звезда». Он сыграл учителя Марина Мирою, интеллигентного человека, натуру чистую, поэтичную. Марин открывает звезду, которую никто и никогда не увидит. Но он счастлив. Марин полюбил женщину, которая покидает его. И все равно он счастлив. Марина окружают отупевшие, застывшие в своей духовной глухоте и слепоте люди, но он верит в добро. Так и чудится здесь чеховская тема таланта, пропадающего втуне, трагедия одаренной натуры, сжираемой пошлостью. Но в том-то и состоит сила Марина, что его, как и чеховского интеллигента, можно убить, но нельзя заставить приспособиться, солгать, словчить, изменить себе, своей совести, своим понятиям о честности, добре и зле. В героях Костолевского есть непоколебимая вера в человека.

Костолевский полностью вошел теперь в «нормальное» расписание актерской жизни. Утром – репетиции в театре, днем – пробы, съемки, вечером – спектакль. А дома – очередной сценарий. И режиссер, молодой, ищущий, талантливый парень, ждет от тебя ответа. Но роль... Ее можно бы сыграть иначе, чем она выписана в сценарии. Это интересно. Надо подумать, обсудить с режиссером, и если тот согласится... И все. И «пропал» человек для общества. С мыслями о роли теперь и живешь и спишь.

– Да не стоит, старик! Режиссер неопытный. Он же не сможет дать тебе «простор», коего требует роль, – советовал друг. Игорь благодарными глазами смотрел на друга и... шел к режиссеру.

Со съемок прибегал в театр. Играл в спектакле – все забывал. Только сцена и темный, живой, трепещущий зал. Чувствовал, зал в его, актерской, власти: то вспыхнет смехом, то замрет в напряженном ожидании... От возбуждения отойдешь не скоро. Театр – школа чувств, где каждый урок – открытый. Для актера эта-школа не кончается никогда.

В редкие часы отдыха Игорь занимается плаванием, конным спортом, любит литературу, а вот в театры ходит опять-таки с рабочим, так сказать, интересом, не совсем это для него отдых: внимательно смотрит, как играют товарищи, оценивает, сопоставляет со своими ролями.

Так что же все-таки значит: быть актером? Однажды на вопрос, кем бы он стал, если бы не был актером, ответил: «Врачом!» Но разве искусство не врачует души?! Разве умение актера жить чужими болями и бедами не помогает людям?! Роль для Костолевского начинается с перевоплощения души, с изнурительной внутренней работы над собой, без которой перевоплощение – только жалкая фикция жизни в образе.

...Так какая она, счастливая звезда актерской судьбы Игоря Костолевского? Талант, труд, самосовершенствование – это созвездие сопутствует каждому, кто стремится к мастерству. Звезда Игоря – упорство, с которым он воспитал в себе призвание к делу, выбранному поначалу неосознанно. Об успехе не думал, не «болел» им, как говорят, – работал. Упорно работал. И благодаря упорству – не по мановению блистательных случайностей – содержательны первые строки его творческой биографии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены