Не обещай себе успеха

Таисия Беляева| опубликовано в номере №1260, ноябрь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

– В-о-о-т! – воскликнул довольный режиссер и улыбнулся: – Будете сниматься в этой роли!

Поручик Анненков – образованнейший человек своего времени, блестящий кавалергард, красавец, заядлый игрок и дуэлянт. Но главное – честнейший интеллигент, понявший весь ужас крепостнического самодержавия, восставший против него вместе с лучшими людьми России и разделивший со своими товарищами жестокую участь декабристов. До сих пор восхищают нас нравственная высота подвига декабристов, благородство. их характеров, их тяга к духовной чистоте, к гармонии совести и разума. Вот какого человека предстояло сыграть молодому актеру.

В фильме «Звезда пленительного счастья» Костолевский оказался на съемочной площадке вместе с маститыми, опытными актерами. Новичок растерялся, держался скованно и робко. Кинопробы у него были неважные. Большая часть группы откровенно не верила в него, Мотылю советовали искать другого исполнителя.

Режиссер проявил настойчивость и смелость. Взвесив все «за» и «против», он рискнул доверить роль Анненкова именно Костолевскому. Многое было «за» – рост, портретное сходство,, прекрасные внешние данные, интеллигентность, юношеская непосредственность, искренность. Режиссер почувствовал состояние души дебютанта, его внутреннюю готовность к этой роли, способность увлекаться работой до одержимости.

Игорь прочел все наиболее значительные труды о декабристах и декабрьском восстании. Теперь он знал многое о своем герое. Но это было понимание разумом, а не сердцем. Еще предстояло немало сделать для того, чтобы Анненков ожил в его воображении, стал реальным человеком со своим душевным складом, интонациями, манерами, жестами. На первых порах у молодого актера неудача следовала за неудачей, Поражение за поражением. Режиссер подолгу репетировал с ним каждую сцену, но как только раздавалась команда «мотор!», Игорь терялся перед камерой. В группе уже никто не скрывал своей иронии по отношению к дебютанту. Костолевский чувствовал это и замыкался еще больше. Но Мотыль видел, как исступленно работал актер над ролью, и верил, что удача придет.

А Игорь?.. Когда в очередной раз режиссер «распекал» его, он, сгорая от стыда, потупившись, с тоской мечтал увидеть хотя бы еще одного человека, который бы поверил в его силы.

Анненков был прекрасным наездником. Игорь начал тренироваться в манеже. Здесь первая заповедь новичку: научись падать. Тренер был удивлен тем, что этот длинноногий парень сразу вскочил в седло и помчался, учиться падать не захотел. Тогда тренер ударил лошадь хлыстом по ногам. Лошадь взвилась на дыбы, наездник рассмеялся – оказалось, этого парня не так-то просто «вышибить из седла»...

Когда начались съемки сцен, где Игорь должен был ездить верхом, он лихо вскакивал в седло, бесстрашно летел на горячей лошади, догоняя Полину, прыгал с седла к ней в коляску, падал, катился с горы... Все это проделал мастерски, без дублера. Так для Игоря началось время «пленительного счастья» – роль стала получаться!

Анненков в исполнении Игоря Костолевского – самое светлое и лирическое начало ленты. Работая над этой ролью, актер стал в какой-то мере соавтором образа. Режиссер даже внес в сценарий некоторые поправки, дописал сцены с учетом индивидуальности актера.

Костолевский играет Анненкова празднично, темпераментно и озорно, используя мягкий юмор, за которым просвечивает избыток ищущей выхода энергии сердца и ума. Актер выявил в своем герое, голубоглазом красавце с томной ленцой во взоре, натуру сильную, цельную, бескомпромиссную, способную на бунт. С удивительным для начинающего исполнителя умением, раскованностью и свободой сыграл он переходы от фарсово-комедийных тонов к высокой драме.

После столь блистательного дебюта не было, пожалуй, в стране студии, которая не пригласила бы в новый фильм Костолевского. Игорь прочитывал очередной сценарий и... отказывался от роли. Он не капризничал и не . привередничал. По существу, предлагаемые роли были рассчитаны на повторение найденного или же сам драматургический материал оказывался настолько неинтересен, что можно было вести речь лишь о внешнем рисунке роли, а отнюдь не о каких-либо психологических изысканиях.

Успех в «Звезде», серьезный и безоговорочный, Костолевский оценил правильно. Он не мог позволить себе «тиражировать» этот успех, стать пленником одного экранного образа. Ему претила малейшая возможность впасть в «голубизну», заштамповаться, примелькаться на экране. Актер понимал, чем опасна такая сиюминутная популярность, которая не может радовать серьезного, ищущего художника.

Как часто бывает, что актер «выкладывается» полностью в каком-то одном, а чаще всего в первом своем экранном творении, а затем только варьирует этот образ, эксплуатируя найденное, повторяя сыгранное! После первой, кинороли, принесшей успех, особенно трудно сниматься во втором фильме.

Сейчас мало быть просто исполнителем. Зритель хочет видеть в актере не только профессионала, который изображает чужую жизнь на экране или на сцене. Он надеется увидеть в актере прежде всего личность, индивидуальность, мыслящего человека. Зрителю все больше становится интересен процесс мышления актера, а не только внешнее выражение образа: элегантный костюм, обаятельная улыбка, манера поведения... И оттого, насколько мысли героя созвучны зрительским, зависит подчас успех или неудача экранного персонажа, неважно, кто он, академик или плотник, – считает актер.

Костолевский ждал роли, которая по богатству драматургического материала позволила бы ему проявиться столь же ярко и интересно, как и в роли Анненкова. Больше всего в искусстве его интересует жизнь человеческого духа, психология. Актеру было важно повести разговор об этом с позиций человека сегодняшнего дня. Но такой роли не было. А на меньшее Игорь не шел ни при каких обстоятельствах. Он ждал роль, которая позволила бы ему полнее раскрыть свои творческие возможности, выступить в новом качестве. Он вновь отклоняет соблазнительные приглашения, отвергая возможность показаться на экране красавцем, «голубым» героем, и снимается в крошечных эпизодах в фильмах «Повторная свадьба», «Степанова памятка», «Слово для зашиты». За считанные секунды экранного времени актеру нужно суметь «выложить» характер, и он проявил себя здесь как мастер эпизода.

Роль Евгения Столетова в многосерийном телевизионном фильме «И это все о нем» по одноименной повести Виля Липатова, сыгранная Костолевским, отмечена премией. Ленинского комсомола.

Зрители, в основном молодые, писали о том, какое огромное впечатление произвел на них образ Столетова, благодарили актера за работу. Комсомольцы одного украинского села под Одессой сообщили актеру, что после просмотра фильма «И это все о нем» в их селе именем Евгения Столетова названа школа. Одно из писем особенно тронуло Игоря. Его написала бывшая узница фашистского концлагеря, женщина трудной судьбы и несгибаемой силы духа. Она, комсомолка двадцатых годов, восхищалась молодежью, обладающей такими прекрасными человеческими качествами, как Женя Столетов.

Авторы писем, зрители узнали в герое Игоря Костолевского «знакомого незнакомца» – жизненно достоверный тип. Фильм стал исследованием характера молодого рабочего.

Игорь Костолевский привел на экран современного положительного героя. Современность эта выразилась не в умении носить джинсы и петь под гитару, она – в образе мыслей, в умении чувствовать время, осмысливать происходящее по-комсомольски, с государственных позиций. Столетов остро чувствует ответственность за все, что происходит с ним рядом. Он узнал и обозначил метким словечком «гасиловщина» мещанство в современной модификации, разоблачил равнодушного бездельника, ловко маскирующего подлость, праздность и бездуховность.

Актер понимал: молодой зритель жаждет видеть на экране нравственный идеал, человека, которому хотелось бы подражать. Трудность роли состояла в том, чтобы избежать иллюстративности, явной «голубизны», «заданной положительности»: ведь весь ход повествования «работал» на его героя. Не подавляя партнеров, актер сделал Женю личностью, человеком неординарным, выявил драматизм характера. Столетов, вступая в борьбу с «тасиловщиной», не обладает еще настоящими бойцовскими качествами, он только интуитивно на правильном пути, и гибнет непобежденным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены