Что такое счастье?
Очень трудно ответить на этот вопрос, трудно потому, что в различные моменты жизни у каждого человека по - разному рождается ощущение счастья. Многое зависит от индивидуальных качеств человека, от его душевного мира, от степени участия его в огромном созидательном труде, которым занят наш народ.
Вспоминая годы своей молодости, анализируя собственные ошибки и достижения, я все больше убеждаюсь в том, что главное - это непрерывно учиться.
Звучит не ново, но под учебой я понимаю не механическое заучивание готовых формул и твердокаменных истин, а увлекательнейший творческий процесс познания, сложный, трудоемкий, открывающий неограниченные возможности для совершенствования в любом направлении. Приходит подлинное счастье, когда, познавая все новые и новые высоты науки, чувствуешь, какие необъятные перспективы открываются перед тобой, какими могучими силами наделяет тебя знание.
Однако, обладая определенной суммой знаний, очень важно уметь применить их в процессе работы, постараться, чтобы произошла своего рода отдача накопленного. А это возможно лишь тогда, когда увлечен делом, когда этому делу отдаешь все силы.
В науке, несмотря на логичность и непреложность ее законов, еще много случайных моментов. В процессе эксперимента зачастую возможны срывы, неудачи; иногда в конечном итоге получаешь совершенно неожиданный результат, не то, что должно было быть по первоначальным расчетам. Поделюсь в связи с этим собственным опытом. Когда мы занимались изучением свечения фосфора при низком давлении, то вдруг обнаружили, что при низком давлении фосфор... не светится вообще! Поставив более тщательно этот опыт, мы после длительной и кропотливой работы заметили массу удивительных явлений, которые стали предметом тщательного и всестороннего исследования. Занимаясь ими мы и подошли к открытию цепных реакций.
Помню, как после опубликования итогов наших первых опытов один крупный немецкий ученый выступил со статьей. В ней он утверждал, что наши результаты - просто ошибка, вызванная неправильной постановкой эксперимента. Надо сказать, что и многие мои коллеги у нас считали эти результаты ошибочными...
Я говорю все это к тому, что если есть твердая вера в полезность и нужность дела, которым занимаешься, то надо иметь еще и мужество, настойчивость, чтобы идти вперед, даже если тебя осуждают и не понимают. Зато, когда работа завершена, испытываешь подлинное счастье от сознания того, что смог преодолеть трудности, неверие окружающих и собственные колебания. Разумеется, следует отличать упорство от безрассудного упрямства.
Мне хочется пожелать нашим молодым людям больше упорства, смелости. Смелее беритесь за интересные, сложные и трудные проблемы! Не ждите указки, не ищите наставников! В науке хорош тот руководитель, который умеет увлечь интересной задачей, - направит своего ученика, а потом дает ему возможность самому искать новое, оригинальное. Нужно чаще браться за решение тех задач, которые на первый взгляд не имеют твердых гарантий на успех, не обещают легкого пути, легкой славы. Очень неприятно и обидно иногда слышать, как молодые люди объясняют причину своих неудач тем, что ими, дескать, «плохо руководили». Сразу становится ясно, что эти люди вряд ли обогатят науку.
Старайтесь превзойти своих учителей, взяв у них все то ценное, что они могут вам дать.
У нас личная слава ученого неотделима от славы Родины, так же как в счастье и благоденствии ее - счастье каждого советского человека!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.