С доктором исторических наук Владимиром Десятериком беседует редактор отдела коммунистического воспитания «Смены» Юрий Рагозин
— Владимир Ильич, вы многие годы изучаете ленинские идеи о молодежи. Мы все Хорошо знаем работу В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи». Но мало кто задумывался над тем, почему именно «союзов», а не «союза». Мы все считаем, что комсомол — единственная молодежная организация в нашей стране — и при жизни Ленина, и после. А так ли это? И не значит ли это, что Ленин допускал существование разнообразных молодежных ассоциаций и союзов?
— Да, допускал. Чтобы стало яснее, обратимся к фактам. Как известно, Ленин не был сторонником исключительно однопартийной системы в социалистическом обществе. После Октября всем политическим группам и течениям предлагали объединить усилия на платформе Советской власти. Такое объединение не удалось отнюдь не по вине коммунистов. Просто большинство партий «чистой демократии» были втянуты в открытые контрреволюционные выступления против Советской власти. Нет оснований утверждать, что и в молодежном движении Ленин отстаивал существование лишь одного-единственного союза молодежи. 22 ноября 1917 года Ленин подписал декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. Туда должен был быть включен и представитель «от Всероссийского студенческого союза (когда таковой образуется)». А во вновь создаваемый Госкомитет по народному образованию должны были входить один представитель Петроградского комитета социалистической молодежи и три — от студенчества. Ленин, несомненно, ничего не имел против образования самостоятельной студенческой организации.
— Почему же она не была создана?
— В то время большая часть студенчества — в основном из состоятельных слоев — была настроена контрреволюционно. Ну, а в дальнейшем, уже после смерти Ленина, возобладало мнение, что в социалистическом обществе комсомол в состоянии выражать устремления и чаяния всех категорий советской молодежи... Но могу напомнить также и о том, что Ленин не выступал и против возникновения независимой организации учащейся молодежи. Он даже согласился приветствовать ее I Всероссийский съезд, состоявшийся в Москве в апреле 1919 года. Именно там он подчеркивал: «Важно то, что молодежь, коммунистическая молодежь, организовывается».
— Уже в первых фразах речи Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ «Задачи союзов молодежи» сказано: «...Мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической молодежи и в связи с этим — каковы должны быть организации молодежи в социалистической республике вообще». То есть Ленин говорит не об организации, а об организациях?
— Да. А чуть ниже он еще больше проясняет свое отношение к этой проблеме: «...Задачи молодежи вообще и союзов коммунистической молодежи и всяких других организаций, в частности, можно было бы выразить одним словом: задачи состоят в том, чтобы учиться». То есть наряду с союзом коммунистической молодежи предполагается возможность создания и других организаций.
— А что вы можете сказать о ленинских принципах деятельности РКСМ, которые стоило бы использовать комсомолу сегодня?
— В первые годы существования комсомол развивался на строго демократической основе. Несомненно, не без участия Ленина, сразу после Февральской революции, Крупская публикует в «Правде» проект устава союза молодежи. В нем были широко использованы оправдавшие себя демократические принципы европейских революционных юношеских организаций.
После образования РКСМ ежегодно проходили — в соответствии с уставом — комсомольские съезды. Значительно обновлялись руководящие органы. Проводилась на практике ленинская идея о том, чтобы как можно большее число граждан проходило школу управления через Советы, профсоюзы, комсомол. За десять первых лет комсомол возглавляли пять первых секретарей, а вот последние тридцать Пет — тоже пять...
— А чем объяснить столь частую, по нынешним меркам, смену руководителей РКСМ в первые его годы?
— Молодая республика испытывала острый дефицит кадров для советского, хозяйственного строительства, Красной Армии, а комсомол уже тогда был той организацией, из которой партии черпала активных работников и в центре, и на местах.
Кстати сказать, в период между съездами комсомола проводились еще и всероссийские конференции. С 1921 по 1932 год их было семь. В последние же десятилетия, несмотря на значительное увеличение интервалов между съездами, конференции не проводились.
При Ленине формы и методы работы партии и других политических институтов, лозунги тактического действия определялись с помощью дискуссий. Полемика буквально пронизывала всю внутрипартийную жизнь. Дискуссионный стиль был присущ и комсомолу. Дискуссий в РКСМ тогда отшумело, пожалуй, больше, чем за все последующие десятилетия, вместе взятые.
Во время встреч с молодежью Ленин нацеливал своих собеседников выявлять настроения юношества, учил, что активно противодействовать вредным явлениям и, идеям можно только тогда, когда знаешь их причины. И преодолевать их нужно не с помощью разоблачений и борьбы, а преимущественно путем убеждений. Так, отвечая на вопросы делегатов III съезда РКСМ, как рассказывал один из его участников, И. И. Чичеров, Ленин говорил: «Идите в массы, не бойтесь острых вопросов, спорьте, но без комчванства, переубеждайте...»
— Почему же так активно заявившее о себе полемическое начало не получило развития в комсомольской практике?
— Ответ на этот вопрос теперь уже достаточно известен. Напомню только один факт. В конце мая 1925 года стала выходить «Комсомольская правда». Едва увидели свет несколько первых номеров, как в адрес ее редколлегии последовало письмо за подписями И. Сталина, В. Молотова, А. Андреева. В нем был разбор конкретных статей и по ходу — красноречивые рекомендации типа: «Комсомольская правда» не есть дискуссионный орган, а орган, прежде всего положительный, дающий читателю общепринятые партией лозунги и положения». Такие установки, идущие вразрез с ленинскими представлениями о том, что нельзя развивать новых взглядов иначе как полемически, и стали причиной вытеснения дискуссий из комсомольской жизни.
— Когда мы говорим о партийном руководстве комсомолом, мне кажется, далеко не все понимают, что это означает вообще; многие же понимают именно как жесткий контроль, спускание сверху инструкций, ограничение самостоятельности молодежного союза. А что под этим подразумевал Ленин?
— Незадолго перед Октябрем Владимир Ильич выразил это в следующей форме: «Юношеские организации: свобода политических организаций; поддержка ((критика отсутствия ясной линии у них))».
Партийное руководство деятельностью РКСМ при жизни Ленина поражает многообразием форм, каждая из которых обязательно несла в себе воспитательный пафос. Вот два примера.
Перед III съездом РКСМ в его руководящем штабе разгорелась склока, которая по сути была не чем иным, как борьбой за лидерство. ЦК РКП(б) отстранил от работы группу активных зачинщиков, а одного из них — В. Дунаевского — за недисциплинированность даже исключил на полгода из партии. Однако всем им не только не было отказано в праве участвовать в работе съезда, но В. Дунаевский даже выступал с докладом и вместе с Н. И. Бухариным и Л. Шацкиным входил в комиссию съезда по выработке программы Союза!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ
НТТМ «Дока» и Александр Чуенко
Владислав Сериков:«мне абсолютно непонятно, почему некоторые роняют свое достоинство бескорыстно»