Настоящее дело

Сергей Диковский| опубликовано в номере №310, октябрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Черт його батька, - сказал он смутившись, - бач, яке лило... Очки - то у меня на - гора.

И Прищепа сокрушенно хлопнул себя по карманам, ни за что не желая признаться в неграмотности.

- Мое дело передать... Хотя могу и прочесть.

Не ожидая согласия, Савка торжественно начал:

- Срочно, секретно! Именем Дальневосточной республики. По пункту шестнадцать, параграфу семь... Вы слышите, дядя Захар, тут специальный параграф...

- Чую, - сказал Прищепа насупившись.

- ... Приказываю Прищепе Захару Семеновичу выдать отряду... тут неразборчиво... отряду, по случаю фактической необходимости государства, всех коней, в количестве семнадцать голов, а также овес!

Савка покосился на озадаченного Прищепу и добавил:

- ... всякие саботажники и дезертиры приводятся в исполнение трибуналом на месте... Подпись... штабная печать.

Прищепа был подавлен, побежден спокойствием Савки и решительным тоном приказа. Ворча, он подвел к стволу сонного толстого «Трубача», расправил ему под брюхом брезент и застегнул ремни.

- Нехай буде так, - сказал он грустно, - коням на волю, мени у каземат...

Партизаны молча стояли возле бревенчатого барьера, следя за вертикальной стойкой каната. Разрушенный взрывом подъемник бездействовал: всю добычу выдавали лебедкой. Две изморенных лошади шли по деревянному кругу, с натугой наматывая на барабан стальной трос. В предрассветной тишине мягко стучали по измочаленным бревнам копыта да щелкал, задевая шестеренку, зуб стопора.

Первым подняли «Трубача». Желая спасти глаза лошади от резкого света, старательный Савка еще внизу надел ей на голову два мутных мешка и этим едва не задушил «Трубача». Выгнувшись дугой, вытянув в мучительном напряжении шею, конь казался окаменевшим, но как только ноги его коснулись земли и отвалился от брюха брезент, «Трубач» легко вскинулся на дыбки и, храпя, пошел на Лисицу. А когда сорвали мешок и прямо в жадные ноздри коня ударило запахом майских трав, «Трубач» вздрогнул, поднял голову и заржал, должно быть, впервые за все время невеселой подземной жизни, заливисто, трепетно, звонко, точно баловень - стригунок. И сразу тем, кто стоял под навесом, и тем, кто лежал за насыпью, в мокрой траве, стало спокойнее, веселее и легче - столько силы и радости было в долгом ржании коня.

Подняли «Голубя», упрямого и маленького, точно пони, подняли славную, белоногую «Ночку», зябко дрожавшую от волнения, и тяжелого злого «Гусака», пытавшегося достать шахтеров зубами. Становилось светло, и, несмотря на защитные повязки, кони вели себя возбужденно: бились, храпели, рвали из рук поводки... Спокойнее всех вел себя «Атаман» - серый вислозадый мерин с голой репицей и старческими, набухшими в суставах ногами. Едва сняли лямки, старик отряхнулся, твердо поставил уши и, прихрамывая, направился прямо к воротам, куда звал его запах мокрых лугов.

Оставалось поднять четырех лошадей, когда прибежал один из комсомольцев, находившихся в сторожевом охранении. Запыхавшись, он сообщил, что подходит японский патруль.

Лисица молча выслушал донесение, выбил о каблук трубку и вразвалку пошел к насыпи: как всегда, он не торопился. Нагибаясь к бойцам, роняя короткие успокоительные словечки, он обошел цепь и стал за тендером маневрового паровоза. Кто - то из комсомольцев, лежавших поблизости, нетерпеливо спросил:

- Ударим? Или как?

- Ни боже мой, - ответил Лисица вполголоса, - как возьмете коней - отходите... Не ждите.

И вдруг, поднырнув под сцеплениями, закричал несуразным фальцетом насмерть перепуганного человека:

- Кар - раул! Грабят!...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены