Наши интервью

опубликовано в номере №674, июнь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Разгаданная тайна

С. А. Токарев

доктор исторических наук в конце марта 1955 года на заседании Ученого совета Института этнографии Академии наук СССР Юрий Валентинович Кнорозов защищал диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Я слушал и невольно вспоминал осень 1943 года. Тогда, во время своей очередной лекции, я впервые познакомился со студентом II курса исторического факультета Кнорозовым.

Вскоре студенту пришлось прервать учебу: он ушел на фронт. И только в 1945 году, вернувшись из армии, он продолжил занятия в университете. И вот Юрий Валентинович уже защищает диссертацию со сложным названием «Сообщение о делах в Юкатане» Диэго де Ланда как историко - этнографический источник». Это исследование построено на изучении книги францисканского монаха - ученого о древнем индейском племени майя. Что же привлекло внимание Кнорозова к этой книге, написанной в 1566 году?

Мы сидим в переполненном зале и с огромным интересом слушаем диссертанта. Древние племена майя, жившие за сто лет до нашей эры, уже тогда достигли значительных успехов в развитии ремесел, торговли, искусства, науки. Выведенные ими культурные растения - кукуруза, томаты, какао, табак - распространились по всему земному шару.

В начале XVI века началось завоевание испанцами Центральной Америки, в частности, полуострова Юкатан, где жили племена майя. Диэго де Ланда был главой францисканской миссии и организатором инквизиции в Юкатане. Одной рукой он писал исследования о древней индейской культуре, а другой - безжалостно уничтожал эту культуру, сжигал бесценные иероглифические рукописи.

Ю. В. Кнорозов показал звериный облик этого «исследователя», умевшего быстро менять мантию ученого на одеяние инквизитора. Варварская деятельность испанских конквистадоров и монахов привела к тому, что древняя письменность майя почти полностью исчезла. До наших дней дошли только три рукописи, написанные волосяной кисточкой на высушенных листьях фикуса. Они бережно хранятся в музеях Дрездена, Мадрида и Парижа. Кроме рукописей, уцелели еще надписи на камнях и развалинах древних городов.

Ученые США, Германии, Франции и других стран много раз пытались расшифровать загадочные письмена. Но за целый век им удалось определить только несколько знаков, изображающих цифры, календарные даты и имена богов. Среди буржуазных исследователей возникло даже мнение, что прочесть иероглифы майя вообще невозможно, так как они будто бы не подчиняются никаким грамматическим нормам. Но молодому советскому ученому удалось разбить эту «теорию», практически доказать ее полную несостоятельность. За несколько лет работы он «оживил» первобытные иероглифы, заставил заговорить их.

Как, это ему удалось? Секрет успеха Кнорозова заключался в том, что он пошел по единственно верному пути. Разработанная им теория иероглифического письма полностью основана на марксистско - ленинском методе познания. Ученый опирался на положение диалектического материализма о том, что язык и письменность возникли и развиваются в неразрывной связи с трудовой деятельностью людей, их общественным строем. Кнорозов правильно решил, что для расшифровки письменности майя необходимо сопоставить ее с другими иероглифическими образцами древнейших центров цивилизации (Египет, Китай).

Уже первые сравнения показали исследователю, что он не ошибся. Путем кропотливейших сопоставлений он убедился, что в начертаниях иероглифов и в методе выражения мысли у разных народов есть много общего.

Юрий Валентинович установил, что общее количество иероглифов письменности майя составляет двести семьдесят. Из них сто знаков встречаются весьма редко. Значит, нужно было разгадать сто семьдесят иероглифов, связанных с изображением трудовых процессов индейских племен.

Шаг за шагом проникал Кнорозов в тайну древних письмен. Темперамент настоящего ученого, удивительная интуиция, смелость и гибкость мысли, яркое научное воображение сделали свое.

Теперь человечество узнает историю древних городов - государств, познакомится с высокой культурой целой народности. Кнорозову удалось не только разгадать значение каждого иероглифа, но и прочесть ряд фраз. Нет сомнения, что все ценнейшие памятники письменности древней индейской цивилизации будут прочитаны и изучены. По - новому раскроется перед нами история племен, живущих на полуострове Юкатан, где еще и сегодня потомки древних индейцев - трудолюбивые пеоны - гнут спины от зари до зари на фруктовых плантациях американской монополии «Юнайтед фрут компани».

Всем присутствовавшим на заседании Ученого совета было ясно, что речь идет не только о талантливой диссертации, но и о большом научном - открытии. Ученый совет решил присвоить Юрию Валентиновичу Кнорозову степень не кандидата, а доктора исторических наук.

Победа мастера

А. Филиппов, член-корресондент Академии архитектуры СССР

Несколько лет назад на выставке в московском Музее народного искусства мое внимание привлек великолепный кубок «Победа», сделанный из бивня мамонта. Чем больше я разглядывал его, тем больше поражался искусству мастера. Форма кубка, изящество и тонкость отделки резного орнамента, мастерское выполнение портретов маршалов Советского Союза и батальных сцен - все говорило о том, что передо мной произведение большого художника. Я узнал, что этого художника звали Парфен Черникович.

... Парфен рисовал с детства, рисовал всюду: на клочках бумаги, в тетрадях, на столах и лавках, а иногда даже углем на заборе или стене дома. Он изображал то могучего Илью Муромца, то бесстрашного Чапаева, то пастухов колхозного стада. Он любил ездить в ночное. Сидя у костра, вырезал из сосновой коры игрушки, фигурки людей и животных.

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Парфена Черниковича, если бы родители его не переехали из Полесья на север и не поселились бы недалеко от Архангельска, в селе Ломоносово.

Издавна это село славилось замечательными мастерами - резчиками по кости. Их прекрасные изделия - так называемая холмогорская резьба - всегда вызывали восхищение не только в России, но и далеко за ее пределами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Продолжение. Начало см. «Смена» № 11