Двадцать три года назад в Ленинград приехал знаменитый кубинец, чемпион мира по шахматам Капабланка. В сеансе он проиграл 14 - летнему школьнику.
- Как тебя зовут? - опросили мальчика.
- Миша.
- Твоя фамилия?
- Ботвинник.
Это был первый международный успех в шахматной жизни Ботвинника, имя которого сегодня на устах у миллионов людей во всём мире и войдёт в шахматную историю. Советский гросмейстер москвич Михаил Ботвинник - шестой чемпион мира по шахматам.
Свой путь шахматиста Ботвинник начал в Ленинграде. Ботвиннику было только 16 лет, когда он завоевал звание мастера. Уже в возрасте 20 лет он становится чемпионом СССР! Что значит завоевать звание чемпиона Советского Союза, понятно всем шахматистам мира.
В 1930 - 11933 годах я успешно выступал на международной шахматной арене. В начале 1933 года я познакомился с несколькими партиями Ботвинника. Особенно сильное впечатление на меня произвела сицилианская партия с Раузером. У меня возникло горячее желание встретиться и сыграть с Ботвинником.
В конце 1933 года состоялся мой матч с Ботвинником. Этот матч начался в Колонном зале Дома Союзов в Москве, в том же зале, где Ботвинник так блистательно завоевал звание чемпиона мира! На эстраде, где в апреле - мае 1948 года висел щит с текстом «Матч - турнир на первенство мира», тогда был щит с лозунгом: «Догнать и перегнать Запад в области шахматного искусства!»
Этот призыв советские шахматисты блистательно выполнили. Первые места в самом крупном матч - турнире на первенство мира заняли советские гроссмейстеры: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов и Пауль Керес.
Первая половина матча с Ботвинником в Москве для меня прошла успешно. Я набрал на 2 очка больше. Матч продолжался в Ленинграде, и вот здесь - то Ботвинник разыгрался и после 12 партий уравнял счёт. Я был рад, что уехал из Ленинграда только «с синяком».
После нашего матча с Ботвинником я часто встречался с ним в турнирах в СССР и за границей.
Игра Ботвинника производила на меня большое впечатление. Когда я после матча 1933 года оказал, что, по - моему, Ботвинника надо считать одним из сильнейших шахматистов мира, многие считали, что я этим заявлением хочу оправдать свой «неуспех» в матче.
Прошло два года с момента нашей встречи. В 1935 году в Москву приехали почти все знаменитости, какими мог похвастаться шахматный мир. В крупном международном турнире Ботвинник поделил первое и второе места. Ласкер, Капабланка и другие гости остались позади.
«Ничего не скажешь, Флор был прав, когда говорил, что Ботвинник умеет играть в шахматы», - должна была признать мировая шахматная печать. Между прочим, в Москве в 1935 году иностранные гости должны были убедиться, что и многие другие советские мастера «умеют играть в шахматы».
После этого турнира Ботвиннику, первому в СССР шахматисту, присуждается звание гроссмейстера Советского Союза. Понятно, что игра Ботвинника производила огромное впечатление на всех. Как ответственно и серьёзно подходил он к каждой партии!
Несмотря на большой успех Ботвинника в Москве в 1935 году и затем в 1936 году (второе место после Капабланки), многие в Западной Европе все еще не хотели верить в его силу. «Это он у себя дома умеет хорошо играть. Климат ему содействует. Посмотрим, как он покажет себя за границей. Он ещё не играл с Алёхиным», - писали заграничные газеты о Ботвиннике.
«Ну, посмотрим», - думал Ботвинник. И поехал в 1936 году в Ноттингем. Сюда были приглашены Алёхин, Эйве, Капабланка, Ласкер и другие первоклассные мастера. Лучшего состава нельзя было себе представить.
Ботвинник впервые встретился с Алёхиным. Какой шахматист не знает этой партии?! Схватка была короткая, но какая волнующая! Алёхин и Ботвинник атаковали и защищались.
Это был поединок двух крупных шахматных художников. Результат - ничья. Только неудача Ботвинника в последнем туре (ничья с Винтером) испортила его турнирное положение. Но и делёж первого и второго мест с Капабланкой был огромным успехом для Ботвинника, для советского шахматного искусства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.