Наповторимые встречи

опубликовано в номере №784, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сам Антон Павлович говорил: «... Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». И Чехов показывал людям их портреты, написанные со всей силой таланта.

Вспомним хотя бы поразительную концовку «Вишневого сада». Брошенный всеми, на сцене остается одинокий, немощный Фирс. О чем же горюет забытый всеми старик? Да о том, что барин легко одет и может, пожалуй, простудиться... А барин в последнюю минуту даже не вспомнил а покинутом старике, шептавшем в полузабытьи: «А меня-то забыли...»

Значительно позже, когда В. И. Немирович-Данченко готовил вторую редакцию «Трех сестер», уже для советского зрителя, он понял, что основной смысл пьесы - «Плохо мы живем, господа, скучно и гадко» - будет непонятен молодому поколению, которое никогда этой былой серенькой жизни не видело.

И талантливый режиссер по-новому прочитал Чехова. Необходимо не только показать убогость жизни героев пьесы, но и подчеркнуть тоску их по будущему, по тому новому, что неизбежно должно прийти в жизнь. Необходимо передать зрителю ощущение неминуемой бури, которая грянет, чтобы принести новые идеалы. Бури, которую так тонко предчувствовал великий писатель.

Встреча с Чеховым - всегда неповторимое наслаждение для актера. Но одновременно это и огромная ответственность, сложность, требующая мобилизации всех творческих сил.

С особой остротой чувствую я это сейчас, когда готовлю роль председателя земской управы Лебедева в пьесе А. П. Чехова «Иванов».

Это первая встреча Малого театра с Чеховым, и с тем большим чувством ответственности готовимся мы к предстоящей премьере.

Постановщик - народный артист РСФСР Б. А. Бабочкин - видит в «Иванове» не только блестяще написанные сцены, рисующие безнадежную серость и пустоту дореволюционной жизни. Он старается глубже раскрыть трагедию Иванова, жаждущего общественной деятельности, но не находящего применения дремлющей в нем энергии.

Мы пересматриваем в этом плане традиционную трактовку пьесы. В частности, мы задумались и над репетируемой мною ролью традиционного добряка Лебедева.

Так ли уж он прост? Ряд противоречий в поведении Лебедева заставил пристальнее к нему приглядеться. В самом деле, человек, сам превратившийся чуть ли не в нахлебника, вдруг говорит о десяти тысячах, которые он с женой дают в приданое дочери Саше.

Заведомо зная, что у Иванова нет денег, Лебедев по поручению жены-ростовщицы просит заплатить ей проценты. Правда, он потом предлагает Иванову свои «заветные» тысячу сто рублей. Но как предлагает! Сначала советует съездить к Мильбаху, попросить у него в долг. Это вместо того, чтобы сразу с дружеской готовностью положить деньги на стол. Не потому ли Иванов категорически отказывается взять у Лебедева взаймы?

Режиссер предложил интересную деталь. Перед тем, как протянуть Иванову деньги, Лебедев за спиной пересчитывает кредитки, тщательно их мусоля.

Много сложных раздумий одолевает нас в напряженные месяцы подготовки премьеры пьесы, в которой Чехов подходит к мысли о неизбежности очистительной бури, способной преобразить человечество. Чеховское слово о грядущей правде жизни с особенной силой звучит в наши дни в новой России, несущей всему миру идеи справедливости и народного счастья.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены