Аня Можаровская любила театр с детства, но никогда не думала всерьёз о том, что станет актрисой. Правда, руководительница драмкружка в Красноярском педучилище говорила Ане, что у нее есть несомненные актерские способности, но дома не верили в это и не хотели, чтобы Аня поступила в театр. Как ни горько было девушке, но она примирилась с решением родных.
Может быть, судьба этой способной девушки сложилась бы совсем по - иному, если бы не поездка в Москву по туристической путёвке летом 1949 года. В то лето Аня закончила Красноярское педучилище. Ей было семнадцать лет.
Столица поразила её. Красная площадь, метро, музеи, парки - все те места, которые в первую очередь интересуют приезжающих в Москву, были с восторгом осмотрены в несколько дней.
А по вечерам Аня отправлялась в театры. То, что она увидела на столичной сцене, было для неё целым откровением. Замерев в кресле, она следила за игрой актёров, не пропуская ни одной реплики. После спектакля долго не могла придти в себя. По дороге в гостиницу Аня рассеянно, невпопад отвечала на вопросы спутников, всё ещё живя в мире виденных ею образов. В эти дни она почувствовала, что полюбила театр ещё больше.
Подходило уже время отъезда в Красноярск, когда Аня решила подать заявление в Театральное училище имени М. С. Щепкина.
... Через несколько дней инженер красноярского завода Можаровский получил от дочери лаконичную телеграмму. Аня коротко сообщала, что осталась в Москве и сдаёт экзамены.
Так Аня Можаровская стала студенткой старейшего русского театрального училища, которое имеет почти полуторавековую историю. Здесь когда - то преподавал великий Щепкин. Здесь училась Ермолова, из этих стен вышли такие выдающиеся актрисы, как Пашенная, Яблочкина, Рыжова. В Училище имени М... С. Щепкина бережно хранят и передают лучшие, складывавшиеся десятилетиями традиции Малого театра.
Первое занятие надолго запомнилось Ане. В то утро состоялось знакомство первокурсников со своей руководительницей. В большой комнате в молчаливом ожидании сидели на стульях студенты, - расположившись полукругом возле Веры Николаевны Пашенной, народной артистки СССР.
По просьбе Веры Николаевны первокурсники читали поочерёдно стихи, отрывки. Каждый говорил о тех ролях, которые ему хочется сыграть. Аня мечтала об образах лирико - драматических. Когда очередь дошла до неё, она стала читать драматический отрывок из «Хаджи - Абрека» Лермонтова.
- Странно, - сказала Вера Николаевна, когда Аня кончила, - а мы взяли вас для характерных ролей...
Впоследствии Аня вспоминала, что она даже растерялась от этих слов, - ведь она хотела работать над образами положительными. О характерных - в основном комических и отрицательных ролях - она даже и не думала, они её вообще не интересовали. Правда, в тот памятный день обескураженная Аня промолчала: неудобно было возражать своей руководительнице.
Вообще жизнь в училище оказалась совсем не такой, какой её представляла себе Аня. Ей казалось, что сразу начнутся репетиции, работа на сцене, создание образов. А вместо этого начались бесконечные упражнения по речевой технике, по движению, уроки танца и физкультуры.
Много времени занимали общеобразовательные предметы. В училище Аня поняла, что актёр советского театра должен быть человеком с широким кругозором, хорошо знать литературу, музыку, историю, овладеть основами марксизма - ленинизма. И Аня настойчиво училась.
Со второго курса началась работа над водевилями и отрывками. И тогда Можаровская убедилась, как трудно создавать образ, как сложна техника мастерства актёра. Бывали моменты, когда ничего не получалось, сцены выходили сухими, безжизненными. Иногда Ане начинало казаться, что актрисы из неё не получится, но она отгоняла от себя малодушные мысли, продолжая упорно работать.
Годы учёбы показали, что Вера Николаевна Пашенная правильно оценила возможности своей новой ученицы. Особенно это почувствовалось на третьем курсе, когда ставили спектакль «Любовь Яровая», где Можаровская получила небольшую, но яркую роль Дуньки.
В первое время эта роль не давалась Ане. У неё никак не получались тяжеловесность, грубоватые манеры Дуньки. Только после напряжённой работы с помощью педагогов Можаровская нашла верный рисунок роли. И когда спектакль был готов, зрители увидели на сцене правдивый образ Дуньки - бойкой и нахальной спекулянтки времён гражданской войны.
Ещё одну характерную роль Можаровская получила в выпускном спектакле «На бойком месте». Сложный образ Евгении, женщины неглупой, плутоватой, изворотливой, кокетливой, очень заинтересовал Можаровскую. По совету педагогов Аня прочитала много книг, стараясь изучить эпоху, условия, в которых действуют герои пьесы, лучше понять роль, её социальное звучание. О том, как должна выглядеть её героиня, она думала часами.
На выпускном экзамене работа Можаровской была одобрена всеми зрителями.
За годы пребывания в училище Можаровская поняла, что Вера Николаевна указала ей правильный путь. Но хотя Аня и сама успела полюбить характерные роли, всё же она не была до конца удовлетворена.
Ей всё - таки хотелось создать положительный образ простой и хорошей девушки с сильными чувствами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.