Ленгстон Хьюз - известный прогрессивный американский писатель, родился в 1902 году, в штате Миссури. В своих произведениях Хьюз выступает против дискриминации негритянского населения США.
- Я не красный, - начал Симпл, стукнув кулаком по стойке, - но иногда я бываю раскалён докрасна.
- Что случилось?
- Да вот, когда тот, на кого мы работаем, пускается в рассуждения, я буквально раскаляюсь докрасна. На днях подходит ко мне босс и говорит, что я работаю спустя рукава. А я просто задумался о моей Джойс. Я ему отвечаю: «Что значит «спустя рукава»? Разве вы не видите, что они у меня засучены?» А он мне говорит: «Я вижу, ты не желаешь работать, как раньше». Я ему отвечаю: «А доллар не желает покупать, как раньше. Платите мне больше, я буду больше работать».
- Что же он тебе ответил?
- Он мне ответил, что я разговариваю, как красный. Я его спрашиваю: «Что значит «красный»?» Он отвечает: «Ты отлично знаешь, что это значит: красный - коммунист. Не ожидал я от тебя такого. И это после всего, что наша страна сделала для вас, негров!» Я ему: «На мой взгляд, человек может быть любого цвета, лишь бы не синего. Я бы давно посинел, как мертвец, если бы не дрался за свои права». А он мне: «Нет такого права - получать заработную плату и не работать». Тут я ему отвечаю: «Я работал, работаю и буду работать. Но ведь человек должен есть, одеваться и иметь крышу над головой. А у меня еле - еле душа в теле. Как вы полагаете, есть у меня душа?» Босс вскипел: «Какое мне дело до твоей души! Мне подавай работу! А разговариваешь ты, как коммунист. Я не потерплю красных на моей фабрике!». Я говорю: «Совсем недавно вы не хотели терпеть чёрных, теперь вы не терпите красных. У вас какое - то цветовое помешательство». Это его окончательно взбесило. «У меня работают шесть негров!» - закричал он. «Да, шесть, - подтвердил я, - из шестисот рабочих. Да и тех вы взяли лишь потому, что во время войны не нашлось никого другого. А какую работу вы нам даёте? Самую грязную. А заработную плату? Самую низкую. Вам нет дела до нас, негров. Меня вы готовы выгнать хоть сейчас. Ну, что ж, если вы меня уволите, я наверняка стану красным, я уж и так раскалён, докрасна. Но только попробуйте выгнать! Я тут же сообщу в профсоюз». «Иди и продолжай работать», - сказал босс и ушёл, не оглядываясь. Ему не хотелось иметь неприятности с профсоюзом. А я, приятель, был действительно взбешён!
- Теперь - то он наверняка думает, что ты красный, - сказал я.
- Что ж тут красного - добиваться приличной заработной платы? А работа? Разве она нужна только красным? Разве хозяева надоели только красным?
- Что ты на меня рычишь? Я - то ведь не хозяин.
- А ты намекаешь! Ты думаешь, что если ты не работаешь на белого...
- Ну вот, опять расовые проблемы! Слишком ты к ним чувствителен.
- Я чёрный, - сказал Симпл, - но я стану красным, если будет так продолжаться. А синим я не стану, будь уверен! И пока стоит земля, я буду защищать свои права!
- Будь осторожней, а то тебя потащат в комиссию по расследованию антиамериканской деятельности.
- Что ж, я бы хотел, чтобы этот старый председатель - южанин послал за мной. Я бы наговорил ему больше, чем ему хочется услышать!
- Например?
- Например, я сказал бы ему: «Ваша честь, я хочу сообщить вам, что я родился в Америке и живу в Америке. То, что я негр, не мешает мне быть американцем. Я даже вступил в демократическую партию». А потом я его спрошу: «Как это случилось, ваша честь, что в вашей комиссии по расследованию антиамериканской деятельности нет ни одного негра?»
- А старый председатель из Джорджии ответит тебе: «Это было бы не по - американски».
- Тогда я скажу: «А быть машинистом на паровозе тоже не по - американски? Я ещё не видел ни одного негра - машиниста. На железных дорогах неграм можно только подметать вагоны и стелить постели. Это по - американски?»
- Председатель тебе скажет: «Да, подметать - это по - американски».
- «Хорошо, - скажу я, - считайте меня антиамериканцем, но я хочу водить поезд».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.