В числе многих правил, которыми стремились руководствоваться англичане, было и такое: «Рекорды спорости в воздухе, на суше и на воде должны принадлежать Великобритании...»
Однако вскоре после второй мировой войны англичанам пришлось распрощаться с абсолютным рекордом скорости в небесах. Его отобрали американские асы. Затем рекорд возвратился в Европу. Сенсационная новость облетела мировую печать: советский пилот В. Мосолов на реактивном самолете отечественного производства развил поражающую воображение скорость -
2 388 км/час. (Кстати, нашим пилотам принадлежит сейчас подавляющее большинство рекордов воздушного океана). Во многих газетах сообщения о достижении советского пилота заканчивались меланхолической фразой: «Абсолютный рекорд скорости в воздухе англичане и американцы потеряли. На очереди рекорды на суше и на воде! Они тоже, видимо, скоро перейдут и советским смельчакам...»
И действительно, час абсолютных рекордов на суше и на воде пробил. Пора нашим спортсменам занести их в свой «послужной список»!
Как известно, абсолютный рекорд скорости на суше принадлежит сейчас англичанину Джону Коббу. Установлен он 16 сентября 1947 года на автомобиле «Непир - Райльтон» с двумя моторами общей мощностью 2 860 л. с. на автодроме, оборудованном на высохшем соленом озере в районе городка Бонневиль в США; на километровой дистанции он равен 6333 им/час, а на дистанции в 1 милю - 634,3 км/час. В 1952 году Джон Кобб трагически погиб во время заезда на побитие рекорда на реактивной лодке. А рекорд его продолжает жить уже тринадцатый год!
Трудно сказать, доживет ли он до «совершеннолетия». Попытки обновить рекорд предпринимались неоднократно европейскими и американскими гонщиками. В частности, англичанин Дональд Кэмпбелл начал постройку нового газотурбинного автомобиля с двигателем «Бристоль - Протей» мощностью около 5 тысяч л. с. На этом автомобиле Кэмпбелл еще в текущем году предполагает достичь скорости 750 - 800 км/час.
Можем ли мы состязаться с лучшими иностранными автомобилистами? Безусловно, да.
У нас есть классные гонщики, в том числе такие известные и опытные, как обладатели ряда международных достижений, заслуженные мастера спорта харьковчанин Эдуард Лорэнт, москвич Александр Новиков, мастер спорта москвич Алексей Амбросенков и другие.
Однако для достижения наивысших скоростей необходимы и специально оборудованные площадки. Обязательно ли ехать в США на соленое озеро близ Бонневиля? Видимо, нет. У нас есть свои естественные автодромы. Поиски их начались года три назад. Центральный автомотоклуб ОСААФ СССР направил тогда в пустыню Каракумы трех энтузиастов - Эдуарда Лорэнта и судей всесоюзной категории Юрия Гофмана и Генриха Черкасского. С проводниками из местных жителей они на вездеходе и верблюдах проехали сотни километров по «Черным пескам» (таи переводится название «Каракумы»), Неподалеку от городка Кум - Даг, в самом центре пустыни, был найден такыр - участок пустыни с ровным песчаным покрытием. Твердый, как бетон, и ровный, как стекло. Его длина - 20 километров и ширина - от 4 до 5 километров.
... И вот в пустыню привезли диковинные, окрашенные в серебристый цвет, сигарообразные гоночные машины. Рабочие разметили песчаный такыр синей и красной красками. Урча, приехали бензовозы. Возникла новая автобусная линия - Небит - Даг - Такыр, в течение двух недель не испытывавшая недостатка в пассажирах. Наконец, там, где дерево ценится буквально на вес золота, выросла деревянная трибуна для зрителей.
В Европе нет идеального автомотодрома для установления высших достижений. Не случайно поэтому такыр в Каракумах привлек внимание специалистов большинства европейских стран, а Чехословакия даже прислала в Кум - Даг двух своих наблюдателей.
С легкой руки корреспондентов такыр был окрещен «рекордным». Однако здесь так и не было установлено международных достижений. По нескольку раз в день диктор объявлял собравшимся зрителям (кстати говоря, проявлявшим максимум терпения) о том, что сейчас стартует такой - то гонщик. Но спортсмены из - за неполадок в машинах чаще не стартовали. Несколько раз принимал старт Лорэнт. Приземистая, серебристая сигара с огромной скоростью проносилась - перед зрителями, и высокочувствительные приборы «Омега» засекали время прохождения «с хода» километрового участка. Однако каждый раз до рекорда не хватало десятых или даже сотых долей секунды...
Тем не менее первый шаг сделан. Многое удалось изучить и проверить. Ряд научно - исследовательских институтов прислал на гонки своих сотрудников. И они смогли проследить, как ведут себя при работе на больших скоростях отдельные узлы двигателя, резина, различные приборы.
Параллельно шли поиски нового автодрома. Радостные вести привезли с озера
Баскунчак заслуженный мастер спорта А. Новиков и судья всесоюзной категории Ю. Гофман. На Баскунчаке они нашли, как им кажется, идеальный автодром. Как и в Бонневиле, это участок высохшего соленого озера. На нем в этом году запланировано провести заезды на побитие международных достижений. И если автодром на Баскунчаке окажется действительно идеальным, наши спортсмены смогут отвоевать абсолютный рекорд.
Для завоевания рекорда нужен и специальный автомобиль: либо с очень мощным двигателем, либо работающий на особом горючем. При современном развитии отечественной техники за этим дело, видимо, не станет. Но необходимо, чтобы спортсмены, работники науки и техники помогли друг другу, завязали тесную творческую дружбу. Роль организатора, вероятно,
придется взять Центральному комитету ДОСААФ и Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР.
Абсолютный рекорд скорости на воде тоже пока не ушел от англичан. Последнее достижение Дональда Кэмпбелла, показанное им в 1958 году на глиссере с реактивным двигателем, равняется 437 км/час. У Кэмпбелла немало конкурентов во всем мире (оно и понятно, ибо для штурма абсолютного рекорда на воде не требуется специальных автодромов). Однако наши водомоторники, которых объединяет Центральный водомоторный клуб имени Баранова, пока лишь грозятся вступить в борьбу за рекорд.
Да, рекорды скорости на суше и на воде должны занять место в «повестке дня» советских спортсменов, ученых и инженеров. Они должны стать нашими рекордами!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 600-летию со дня рождения Андрея Рублева