Обнаружен в 1960 году…

Э Герштейн| опубликовано в номере №800, сентябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов известен нам не только как автор выдающихся произведений, по праву занимающих большое место в «золотом фонде» русской литературы, но и как весьма одаренный художник. В архивах поэта исследователи нашли довольно много его живописных работ. Здесь имеются и кавказские пейзажи, исполненные маслом и акварелью, и зарисовки военных сцен, и альбомные карикатуры, и беглые наброски пером и карандашом на полях рукописей. Недавно, знакомясь с материалами бывшей библиотеки Зимнего дворца, мне посчастливилось обнаружить неизвестный до сих пор рисунок М. Ю. Лермонтова. Найденные при этом документы помогают воспроизвести историю этого рисунка.

В 1873 году некая Елизавета Егоровна Назарова преподнесла Александру II принадлежавший ей рисунок М. Ю. Лермонтова.

«Прилагаемая заметка объяснит Вам его происхождение, - писала по - французски Назарова царю. - Можно навести справки у учителя рисования Лермонтова г. Солоницкого, который еще жив, но я надеюсь, что Вы поверите мне на слово. Этот рисунок - подлинно Лермонтова; в Публичной библиотеке в Петербурге есть рисунок, очень похожий на него, его тщательно хранят в витрине; подпись и дата тоже собственноручные». В приложенной к письму справке сообщается, что Солоницкий передал этот рисунок своей ученице Ю. А. Балтус, а та, в свою очередь, подарила его Назаровой. Для большей убедительности Назарова сообщала адреса всех названных ею лиц.

Говоря о подписи Лермонтова, Назарова, очевидно, имела в виду инициалы «М. Л.». Полная фамилия Лермонтова, так же как и нанесенные чернилами цифра «2» и буквы «дк», написаны другой рукой и, вероятно, являются коллекционерскими пометами.

Вряд ли Александру II был приятен «тот дар. Он лично знал поэта, когда был еще наследником престола, и разделял мнение двора Николая I об авторе стихов на смерть Пушкина, как человеке, который «не имел ни правил, ни религии, ни высшего нравственного чувства». Рисунок был отправлен в библиотеку и там пролежал до наших дней.

Итак, перед нами - неизвестный рисунок Лермонтова, сделанный карандашом и подкрашенный акварелью. Он подписан и датирован 1833 годом самим автором. Кто же здесь изображен!

На рисунке мы видим, вероятно, кавказца. На эту мысль наводят папаха, башлык, который угадывается в неопределенных очертаниях одежды, и цвет лица: автор, стремясь подчеркнуть смуглость старика, подкрасил его щеки акварелью. В 1833 году девятнадцатилетний поэт знал Кавказ только по детским впечатлениям. Но и в Москве и в Петербурге он встречался с людьми, которые описывали ему отдельные эпизоды войны на Кавказе, рассказывали о выдающихся героях этой эпохи. В своих юношеских поэмах - «Измаил - Бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи - Абрек» - Лермонтов, как показывают новейшие исследования, положил в основу сюжета подлинные исторические события. Но реалистические детали в этих ранних произведениях еще перемежаются с условными романтическими образами. Теми же чертами отмечен и этот рисунок. Перо на папахе, украшенной драгоценными камнями, так же как знак отличия, висящий на ленте, исторически не соответствует типу горца тех времен. Волевой взгляд старика и знаки достоинства позволяют предположить, что Лермонтов нарисовал фантастический портрет одного из вождей кавказских народов, о котором рассказывал поэту кто - нибудь из сведущих людей. Для окончательного определения замысла этого рисунка, очевидно, потребуются дополнительные исследования.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В июльском номере читайте о трагической судьбе младенца-императора Иоанна Антоновича, о жизни и творчестве замечательного писателя Ивана Лажечникова, о композиторе Александре Бородине - человеке весьма и весьма  оригинальном, у которого параллельно шли обе выбранные им по жизни стези – химия и музыка, об Уильяме Моррисе -  поэте, прозаике, переводчике, выдающимся художнике-дизайнере, о нашем знаменитейшем бронзовом изваянии, за которым  навсегда закрепилось имя «Медный», окончание иронического детектива  Елены Колчак «Убийство в стиле ретро» и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

Свидание с вечностью

К 600-летию со дня рождения Андрея Рублева