На волжских просторах

Тамара Никонова| опубликовано в номере №579, июль 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Над гаванью плыли гудки. В ровный гул сирены врывался настойчивый гудок паровоза. Откуда - то сбоку пронзительно сигналила автомашина.

К Волге по узким рельсам катил заводской паровозик. Он вёз из цеха буксир. Огромный красногрудые корпус буксира с чёрным лакированным днищем и ноздрями - клюзами для якорных цепей торжественно плыл по суше через зелёный, пышно-кустый сквер, пересёк асфальтированную дорогу, чуть не задев верхушки молодых тополей.

На берегу, у места спуска, толпились люди. Оживлённый разговор вели с бригадиром спусковой команды студенты - практиканты.

Буксир быстро приготовили к спуску. Когда Юрий Панов вышел на палубу пловучего крана, на спусковой площадке раздалась команда:

- Сторожевые упоры убрать!

- Людей убрать!

На ярком не по - летнему холодном солнце сверкнули топоры. Одним взмахом рабочие перерубили канаты, державшие судно на деревянных салазках, и многотонная громада легко и бесшумно скользнула в воду, подняв большую волну.

... Один за другим покидают гавань белоснежные танкеры - электроходы, морские и речные буксиры, теплоходы - сухогрузы.

В Сормовской гавани строится судно, которое очень нужно для строительства Куйбышевской гидростанции.

Изыскания на месте будущего котлована Куйбышевской плотины показали, что грунт там особо плотный; обычным землесосом невозможно вынуть несколько тысяч тонн глинистой, сбитой в камень земли. Тогда было решено срочно достроить на заводе «Красное Сормово» мощную землечерпалку. За решение этой сложнейшей задачи взялась группа сормовских конструкторов. Будущей землечерпалке они дали гордое звучное имя: «Пятилетка».

В мае на завод пришло открытое письмо строителей Куйбышевской гидростанции. Они писали:

«Мы обращаемся к славному коллективу рабочих, инженеров, техников и служащих завода «Красное Сормово» с горячей просьбой - приложить все силы и использовать все возможности для того, чтобы закончить работы по землечерпалке «Пятилетка» к августу 1951 года».

... На «Пятилетке» уже полным ходом шли монтажные работы. Остановка была за черпаковой рамой. Эту раму, весившую 35 тонн, мог поднять на борт «Пятилетки» только один кран в гавани.

Но кран бездействовал. Чтобы он заработал, нужно было приварить внутри котла небольшие бруски, «короткие связи», а сварка внутри котла, как на грех, никак не ладилась.

Под утро, надев комбинезон и очки, в котёл забрался молодой инженер комсомолец Юрий Панов.

Газосварщики недоумевали: если уж они, мастера варить в любых сложных условиях, и то ничего не могут сделать, то механику, да ещё такому молодому, и подавно не справиться...

- Одна готова! - раздался голос Панова. Он на минуту показался из котла и снова исчез.

Газосварщики могли и не знать, что инженер Панов, прежде чем защитить диплом на кораблестроительном факультете Горьковского политехнического института, много лет проработал в цехах «Красного Сормова».

На втором году Отечественной войны ветеран - сормович мастер инструментального цеха Леонид Михайлович Панов привёл в отдел кадров младшего сына и сказал:

- Двое на фронте воюют... а этот пусть старшим здесь помогает.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены