На сцене - молодежь

К Зубов| опубликовано в номере №552, май 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно наш театр показал весеннюю сказку Островского «Снегурочка». Это третий (после «Бесприданницы» и «Молодости») молодёжный спектакль, созданный Малым театром за последний год. Сейчас идёт подготовка к четвёртой такой работе: мы выбираем современную пьесу, которую смогли бы воплотить на сцене ваши молодые артисты. Таким образом, молодёжные спектакля прочно входят в практику старейшего русского театра как продолжение его традиций воспитания молодого поколения артистов, призванных развивать реалистическое, национально - самобытное, высокоидейное искусство советской сцены. Более полувека назад на Театральной площади Москвы, в здании, где теперь помещается Центральный детский театр, известный артист и режиссёр А. Ленский создал новый театр. Замечательный педагог и воспитатель начинающих артистов стремился дать практическую работу молодёжи, окончившей драматические курсы при Малом театре. В своей докладной записке управляющему конторой императорских театров В. Погожеву A. Ленский писал: «Этот театр даст возможность сконцентрировать молодые силы, которые, делая своё, уже очень солидное дело, среди нас, стариков, всё же остаются мало заметными...» Ленский хотел, чтобы молодые артисты, наблюдая и изучая игру прославленных стариков, в то же время работали сами, играя часто и с каждым спектаклем совершенствуя своё мастерство.

Сколько перетерпел Ленский во имя осуществления своей благородной идеи! Равнодушие чиновников конторы императорских театров, оскорбительно - барское пренебрежение к нуждам молодой труппы, пессимизм «доброжелателей» - всё было направлено против Ленского. Но он неё вынес н всё преодолел: его воспитанники Садовский, Остужев, Ленин, Пашенная, Турчанинова, Рыжова, Массалитинова, Яковлев стали красой и гордостью Малого театра, знаменем его искусства. Так, верность идеям бессмертного Щепкина, воспитавшего немало талантливых учеников, помогла Ленскому выпестовать целую плеяду выдающихся артистов Малого театра... Но если это удавалось совершить в невообразимо трудных условиях развития искусства в царской России, то какие же богатейшие возможности открылись перед молодёжью в советское время, когда в нашей стране работают сотни театров, пятнадцать театральных вузов и многочисленные училища, специально созданные для воспитания профессионального мастерства огромного отряда сценически одарённой молодёжи!

Очень трудно в небольшой статье рассказать даже о частных случаях творческого роста театральной молодёжи во всех республиках, во всех творческих коллективах необъятной нашей Родины. Но и на примере тех молодёжных спектаклей, которые за последнее время показаны в Москве, видно, по - моему, какими быстрыми шагами идут вперёд начинающие артисты по трудному и благородному пути постепенного овладения мастерством.

Отрадно было увидеть на сцене филиала МХАТ его новое поколение в таком спектакле, как «Мещане» Горького. Несомненные способности исполнителей ролей Нила - А. Вербицкого, Поли - К. Ростовцевой, Елены - Л. Кошуковой произвели весьма положительное впечатление.

Удачей спектакль «Семья» в Театре имени Ленинского комсомола, рассказывающий о юности Ленина. Совсем молодой артист B. Егоров создал мужественный образ молодого Ленина, образ, который вызывает у нашего юношества желание подражать ему и равняться на него. «Вей, ветерок!» Я. Райниса, поставленный молодёжью Театра драмы, значителен прежде всего тем, что этот спектакль показал не только новые артистические дарования, но и выдвинул молодого режиссёра Д. Вуроса, который не оставил работу над спектаклем и после того, как спектакль был выпущен и получил хорошую оценку в печати. Всяческого одобрения заслуживают интересные и значительные работы мхатовской школы - студии имени Немировича - Данченко, поставившей «Разлом» Б. Лавренёва, и училища имени Щукина при театре Вахтангова, показывающего «Чужую тень» К. Симонова.

Все эти работы молодых - свидетельство разностороннего развития нового поколения советского театра, залог его будущего.

Нет для нас, учителей и старших товарищей молодых артистов, большего удовлетворения, чем увидеть, что вчерашние выпускники нашего театрального училища имени Щепкина верны его учению и потому пользуются заслуженным успехом в лучших спектаклях Малого театра...

Комсомолка О. Харькова ещё студенткой успешно сыграла в «Нашествия» Леонова девочку Аниску. С тех пор, настойчиво работая, внимательно прислушиваясь к указаниям старших товарищей, она сыграла такие роли, как Марья Антоновна в «Ревизоре» Гоголя, Лиза в «Горе от ума» Грибоедова, и сейчас стремится испытать свои силы в новом для нее плане - в роли Катерины из «Грозы» Островского. Комсомолка И. Ликсо играет у нас такие ведущие роли, как Софья в «Горе от ума», Коробкова в «Великой силе», Покорская в «Молодости» и Падера в «Заговоре обречённых». К. Роек, воплотившая в нашем первом молодёжном спектакле («Бесприданница») образ Ларисы, много работает в текущем репертуаре театра, готовится дублировать Д. Зеркалову в «Пигмалионе» (Элиза) и в ближайшее время сыграть Снегурочку.

Ещё нет года, как работает а нашем театре Е. Солодова, но она уже сыграла такие роли, как Кружкова в «Московском характере» и Магда в «Заговоре обречённых»... То, что молодой актрисе доверили роли сложные и ответственные, - тоже традиция Малого театра, где всегда стремятся к тщательному выявлению возможностей каждого молодого члена труппы и к максимальному использованию этих возможностей.

Так было и с Н. Афанасьевым, которому театр, доверив сыграть офицера Рекало в пьесе Б. Лавренёва «За тех, кто в море!», поручил затем труднейшую роль Карандышева в «Бесприданнице» и теперь вводит на роль Хлестакова в «Ревизоре», всё больше и больше расширяя его творческий диапазон. И то же желание расширить артистические возможности интересного дарования Д. Павлова руководило нами, когда мы поручали ему исполнение роли Платона в комедии Островского «Правда хорошо, а счастье лучше», Михаила Сугака в «Семье пилотов» и Мизгиря во втором составе «Снегурочки».

Постановщик этого третьего молодёжного спектакля народный артист РСФСР Л. Прозоровский отдал много сил работе с исполнителями. Трудность задачи режиссёра здесь в том, что, работая с молодыми актёрами, он должен был осуществлять не столько функции руководителя, автора спектакля, сколько функции педагога, призванного помочь формированию актёрских талантов.

Да, нашей молодёжи много дано. С неё много и спросится. И с нее и с нас, её руководителей, ибо было бы ошибкой полагать, что работа с молодёжью в наших театрах поставлена достаточно хорошо и планомерно. В этом сложном я почётном деле взращивания театральной смены ещё много «недоделок», ещё часты случая, когда молодёжи не дают настоящей работы, я ясно, что на эту область нашей сценической жизни должно быть обращено особо пристальное внимание и Комитета по делам искусств, н старшего поколения театров, я их партийных, комсомольских, общественных организаций. Но пусть и молодёжь наша всегда помнит о своих задачах. Пусть каждый раз, вступая на подмостки, принимаясь за любую - маленькую или большую - новую роль, молодой артист помнит о великой ответственности перед народом, перед партией, перед товарищем Сталиным за создание нового, высокоидейного искусства рождающегося коммунистического общества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены