Автостанция находится у самого АЯМа, и, ожидая автобус, можно наблюдать, как на оживленном перекрестке несут свою службу инспектора дорнадзора ГАИ Валентина Анисимова, Татьяна Мищенко и Лариса Соколинская – три подруги, приехавшие сюда летом из Фрунзе. Там, в столице Киргизии, они после десятилетки закончили школу младшего милицейского состава, там начали работать, а вот сейчас, не изменив своей нелегкой профессии, продолжают службу в столице БАМа. Девушек уже хорошо знают на тындинских дорогах – почти все шоферы приветливо машут им рукой. Но дружба дружбой, а служба службой. Как бы предостерегая потенциальных нарушителей, из планшетки Татьяны Мищенко торчат два снятых номера. Один из них перекочевал туда с переднего бампера грузовика на наших глазах. Так наказала Татьяна водителя, пытавшегося въехать в город на машине с неисправным глушителем. Водитель не спорил, хотя, наверное, грохот его «магируса» вряд ли был бы замечен в шуме, стройплощадки, которой сейчас является весь город. Но закон есть закон. Он одинаков всюду – и во Фрунзе и в Тынде.
Приметы города на каждом шагу. В нетерпеливой очереди у киоска «Союзпечати» – привезли свежие газеты, в магазине: «Дима, не забудь за кофе выбить», у рекламного щита возле Дома культуры – приезжает киевская эстрада...
Ну, и, конечно, важная черта любого города – его вечерняя жизнь. Куда же спешат тындинцы после рабочего дня? В дома культуры (их два: один, доставшийся городу в наследство от старого поселка, другой, новый – «Юность») и клубы, которые имеет каждое строительное подразделение. Здесь можно посмотреть кинофильм или концерт (иногда приезжих артистов, чаще – своей самодеятельности), можно и самому принять участие в подготовке номеров для такого концерта. Энтузиастов художественной самодеятельности в Тынде немало. Созданные ими коллективы работают самозабвенно, завоевывая дипломы различных достоинств на самых представительных смотрах и конкурсах. Достаточно сказать, что вокально-инструментальный ансамбль «Серебряное звено», выступая на заключительном концерте Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся в Кремлевском Дворце съездов, вернулся домой лауреатом. Другой вокально-инструментальный ансамбль, «Ровесник», недавно побывавший в Болгарии, субботними и воскресными вечерами выступает в столовой «Лесная сказка», преображающейся в эти часы в кафе, где можно потанцевать. Тындинские поэты и прозаики спешат вечерами на занятия литобъединения. К услугам тех, кто продолжает образование, вечерняя школа и два учебно-консультационных пункта – Иркутского строительного техникума и Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта.
Что еще обязательно для вечерней жизни города? Спорт? Сделаем в этой графе прочерк: нет в Тынде ни одного спортивного зала. Даже открытых спортплощадок – так легко сооружаемых катков и хоккейных коробок – мы, уезжавшие из города месяца полтора спустя после прихода сюда настоящей зимы, не увидели. Суммируя минусы «программы отдыха», которую сегодня предоставляет город своему населению, надо заметить, что ни одно из вышеперечисленных культурно-просветительных заведений не имеет своего капитального здания – все временные. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, снова вернемся к началу наших заметок, к тому моменту, когда мы опоздали на прием к мэру города.
Впрочем, извиняться за это опоздание нам не пришлось – председатель горисполкома вошел в свою приемную следом за нами. На ходу расстегивая дубленый полушубок, он устало улыбнулся и сказал: «Извините... задержался... только что с совещания...»
Совещания – это тоже одна из примет сегодняшней Тынды, города все-таки очень удивительного для своего формального положения рядового райцентра. Города, в котором издаются две местные газеты, а три центральные имеют своих собственных корреспондентов. Города, в котором успели побывать многие знаменитости: космонавты, артисты, писатели. Города, где живут два заместителя министров – путей сообщения и транспортного строительства – и работают возглавляемые ими две крупные организации. А кроме того, действуют в Тынде еще больше десятка организаций трестовского уровня. Всего же – 52 самостоятельных подразделения со своими мощными общественными организациями и внушительным аппаратом. Казалось бы, какие возможности открываются перед городом, принявшим столь представительные и высокие учреждения. Говорят ведь: с миру по нитке... Но не хотят отдавать высокие учреждения свою нитку в общегородскую рубашку. Каждое старается свить из нее нечто пригодное только для собственных нужд.
Жилье для людей? Поселим во временных помещениях. Магазин? Разместим в вагончике, для нас хватит. Где отдыхать? Сколотим свой клуб. Вот и плодятся на месте города деревянные поселочки, каждый со «своим» магазинчиком, со «своим» клубом. А ведь, объединившись, можно было бы возвести-. достойный столицы БАМа Дворец культуры, просторные универсамы. Более 50 мелких котельных загрязняют небо над Тындой, а должна бы быть одна, мощная, современная. Подобными примерами можно исписать не одну страницу. Ответ на все доводы примерно такой: мы приехали сюда не отдыхать и даже не жить, а строить. Самый минимум удобств – все, что нужно отряду строителей на переднем крае.
Спору нет: главная задача транспортных строителей – сооружение магистрали. Но не менее важная задача общегосударственного значения намечена партией на XXV съезде. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы» задача эта сформулирована, так: «Для обеспечения районов Сибири и Дальнего Востока кадрами предусмотреть более быстрые темпы строительства в этих районах жилых домов и культурно-бытовых учреждений».
На строительство БАМа со всей страны приехали тысячи молодых людей. Закрепить их на этих местах – значит дать новый толчок развитию производительных сил восточных районов страны. Сегодня же на вопрос «Согласились бы вы постоянно жить и работать на местных предприятиях?» положительно ответили лишь 13,4 процента опрошенных тындинцев. 35 процентов высказались неопределенно: «Возможно». Сделать эту «возможность» реальностью в силах строительных организаций, сооружающих БАМ.
Молодой город Тында, растущий в некогда диких, безлюдных местах, может и должен стать форпостом освоения этих районов, культурным и общественным центром в зоне Байкало-Амурской магистрали. Таким он здесь и спроектирован. Таким он и должен строиться. Но предоставим слово людям, непосредственно связанным со строительством Тынды.
Первый секретарь Тындинского городского комитета партии Юрий Афанасьевич Есаулков:
– Строительству и развитию города мешает психология временных жителей, присущая организациям транспортных строителей. Нет комплексного подхода к решению городских задач.
Председатель Тындинского горисполкома Дмитрий Владимирович Долубинский:
– В городе нет единого хозяина. Каждый строит только для себя.. Если бы городской Совет мог сконцентрировать все средства, найти генерального застройщика Тынды, город бы не переживал столь тяжких мук рождения.
Начальник Управления строительства Главмосстроя в Тынде Юрий Григорьевич Коростышевский:
– На сегодня создалось такое положение, что нам строить негде. Все площадки заняты временными жилыми домами. Снос их происходит очень болезненно. Без принятия кардинальных мер города не получится.
Комментировать эти высказывания, видимо, нет необходимости. Не вдаваясь в тонкости, лишь поясним сложившуюся в Тынде ситуацию. Заказчик всего строительства БАМа – Министерство путей сообщения – считает, что для обслуживания будущего железнодорожного узла Тынды потребуется примерно 10 тысяч эксплуатационников-железнодорожников. А значит (с учетом членов их семей), надо построить поселок (подчеркиваю: поселок, а не город) лишь на 16 тысяч жителей. Более того чтобы не увеличить эту цифру, МПС планирует 30 процентов своих кадров в Тынде укомплектовать... холостяками.
Конечно, всем понятно, что город, находящийся на перекрестке трех магистралей – одной автомобильной и двух рельсовых, – не может остаться вотчиной лишь железнодорожников. Уже сегодня ряд министерств и ведомств планируют разместить здесь свои предприятия и организации, а значит, и новые тысячи людей. И, разумеется, выделить под это определенные средства. Однако осваивать эти средства некому: генеральный подрядчик строительства БАМа – Министерство транспортного строительства в лице Главбамстроя – работает только по заказу МПС, а стало быть, осуществляет возведение лишь железнодорожного поселка. Конечно, со временем все заинтересованные в городе организации найдут себе застройщиков и обоснуются в Тынде. Но это значит, что число разрозненных инженерных коммуникаций, мелких объектов соцкультбыта будет множиться. Не проще ли сразу объединить усилия, сконцентрировать средства и строить город крупно, красиво, согласно его генеральному плану? Разумеется, сформулировать вопрос гораздо легче, чем ответ на него. Однако, несмотря на все трудности и межведомственные барьеры, найти этот ответ необходимо.
...Нынешняя зима пришла на амурскую землю рано и, в отличие от обыкновения, с большим снегом. По утрам над Тындой висит морозная дымка. Уроженец Ростовской области, земляк Шолохова, первый секретарь Тындинского горкома комсомола Виктор Муконин тоном коренного сибиряка наставляет нас: если утреннее солнце размыто и над сопками как будто туман, значит, мороз за сорок. Прожившие здесь две-три зимы считают себя старожилами Тынды. Облаченные в меховые полушубки и унты, парни и девушки из Тбилиси, Каунаса, Днепропетровска, Москвы, Фрунзе даже не интересуются столбиком термометра, застывшим где-то далеко под нулевой отметкой. Выходя на работу, широко и уверенно шагают они по скользким косогорам, которым еще только суждено стать городскими тротуарами. И в этом уверенном шаге молодых строителей молодого города – залог интересной судьбы столицы Байкало-Амурской магистрали.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.